29 июля 2019 / 10:38Игорь Сажин
Вода и огонь два древних символа перехода границы. Индусы через огонь отправляют своих покойников в мир мертвых. У славян традиционным было ставить кладбище за ручьем или за рекой от поселения. Похороны перевоз через реку. Вода и огонь должны отделять мир живых от мира мертвых. Но главное в воде и огне - это их способность лишать памяти. У греков, если попьешь из реки Стикс, то забудешь все. Очищающая сила воды в том и заключается, что вода помогает забыть плохое, оставить его в прошлом. То же самое у славян с огнем связано. Прыгание через костер - это очищение от плохого, от зла.
29 июля 2019 / 11:16Dawid
У нас есть праздник Трндез называется, когда молодежь прыгает через огонь, эти два праздника , праздник огня и праздник воды, видимо самые древние, ..мы тоже так говорим, что вода( река) смывает из мозгов весь негатив
29 июля 2019 / 15:00Игорь Сажин
Интересно, что видимо эти два праздника воды и огня разносятся во времени. Видимо это как-то связано с природными циклами. У славян были два бога наиболее почитаемые - это Купала и Коляда, один относится к огню природному, к солнцу, а другой к огню домашнему. Так вот прыгали через огонь в Купалу. А домашний огонь почитаемый при Коляде слился с почитанием Христа. Интересно, у вас языческие праздиники как-то слились с христианством?
29 июля 2019 / 15:10Dawid
да, увидев, что бороться с огнепоклонством трудно, церковь влила оба эти праздника, праздник воды и праздник огня в свой календарь, Вардавар стал праздником в честь Преображения Господня, так же на наших хачкарах, под крестом стали изображать солнце,
29 июля 2019 / 15:50Игорь Сажин
Бог распятый как солнце... Интересно!
29 июля 2019 / 17:21Dawid
на армянских хачкарах редко встретишь распятого Христа
31 июля 2019 / 13:31Игорь Сажин
Но хачкар - это христианский символ?
01 авг. 2019 / 16:14Игорь Сажин
Тогда те символы, которые изображены на Хачкаре носят смысл жертвы.
01 авг. 2019 / 20:04Dawid
Знаете, Игорь, Хачкар вы знаете что такое, от слова Хач - крест, у нас есть область, называется Хачен, тамошние хачкары отличаются от всеармянских тем, что на них, под крестом Хачом нарисованы изображения людей: воин на коне, в полном вооружение, женщина с ребенком, редко на каком хачкаре вы увидите изображение людей, а на хаченских хачкарах это норма, а насчет символов, больше всего их можно увидеть в Гандзасарском монастыре, он как раз считается центром Хачена
02 авг. 2019 / 17:02Игорь Сажин
Я както читал книгу одного этнографа 19 века о слиянии на Кавказе образов Христа и Святого Георгия. И если присмотрется, то понимаешь, что многие из иконных образов легко вписываются взаимно в житие Христа и Георгия. Может быть эти изображения людей на Хачкарах и есть такая иконография?
02 авг. 2019 / 18:51Dawid
возможно, но по моему там картинки из жизни
03 авг. 2019 / 10:00Игорь Сажин
На сакральных предметах не бывает бытовых зарисовок. Хачкар связывает поколения через глубоко сакральные символы. Возьмите иконы, там не бывает ничего просто так, это сложная символика сакрального события.
03 авг. 2019 / 20:12Dawid
попробую собрать фото таких Хачкаров и показать, но они лежат в труднодоступных местах
04 авг. 2019 / 08:20Игорь Сажин
Это было бы великим делом. У меня есть знакомая, которая собирает прятки по глухим деревням, ее коллекции завидуют музеи, но это не коллекция прялок, коллекция фотографий прялок, которые она систематизирвала и отделила языческо-бытовую символику прялок от христианской. Это интересно. При этом она ничего не публикует. Я ее ругал и ругал, но она не хочет.
Комментарии (15)