Блоги

20 мая 2021 / 19:02

Лермонтов об осетинах. Опять...

Владикавказ. Там, где тепло и сыро.

Комментарии (16)

20 мая 2021 / 20:29 Mubariz Когда я стану умирать,

И, верь, тебе не долго ждать,

Ты перенесть меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций белых два куста...

Трава меж ними так густа,

И свежий воздух так душист,

И так прозрачно-золотист

Играющий на солнце лист!

Там положить вели меня.

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет,

Пришлет с прохладным ветерком...

И близ меня перед концом

Родной опять раздастся звук!

И стану думать я, что друг

Иль брат, склонившись надо мной,

Отер внимательной рукой.

С лица кончины хладный пот

И что вполголоса поет

Он мне про милую страну...

И с этой мыслью я засну,

И никого не прокляну!..»

 Мцыри (26) Михаил Юрьевич Лермонтов 

20 мая 2021 / 21:29 теде он очень непоследователен в отношении осетин..странно даже как то...
21 мая 2021 / 17:26 Алан Цхурбаев видимо, это характеризует его как личность - эмоционален, восприимчив, не сдержан... 
02 июня 2021 / 13:18 Dayday Да, Алан, как правило, в таких «мыслях» очень много личного и эмоционального, особенно если их автор был все еще полон юношеского задора. Но тем не менее нередко встречаются интересные наблюдения. Вот, что, например, пишет в «Войне и мире» Лев Толстой:

«Француз бывает самоуверен потому, что он почитает себя лично, как умом, так и телом, непреодолимо-обворожительным как для мужчин, так и для женщин. Англичанин самоуверен на том основании, что он есть гражданин благоустроеннейшего в мире государства, и потому, как англичанин, знает всегда, что ему делать нужно, и знает, что все, что он делает как англичанин, несомненно хорошо. Итальянец самоуверен потому, что он взволнован и забывает легко и себя и других. Русский самоуверен именно потому, что он ничего не знает и знать не хочет, потому что не верит, чтобы можно было вполне знать что-нибудь. Немец самоуверен хуже всех, и тверже всех, и противнее всех, потому что он воображает, что знает истину, науку, которую он сам выдумал, но которая для него есть абсолютная истина».

21 мая 2021 / 22:39 ivan ivan Он и про других писал непоследовательно. Например чеченцев в одном произведении называет их "хоть и разбойники голыши, зато отчаянные башки.", а в другом назвал их дрянью. Грузин где-то назвал задумчивыми, а где-то сонными. Про кабардинцев только везде хорошо пишет.
21 мая 2021 / 10:47 #<AnonUser:0x000000081b89b390> Добрый день, Алан! А так ли это актуально, что этот рифмоплет об осетинах писал? То, что сей господин неплохо слагал слова к словам, вовсе же не говорит о том, что он скажем так, в людях разбирался. Да и вообще, мало ли о чем он рассуждал? Его мнение, если и интересно, то только по поэзии, да и то, наверное далеко не всем.

Многие мои соплеменники, из кожи вон лезут, доказывая, что Пушкин любил армян и что он совсем не то имел в виду, когда в его стишке старый чеченец называл сына трусом и армянином. Ну написал и написал. Он же не медицинский диагноз этим установил.

Мое мнение, что к этим людям надо относится с ощутимой дозой критики и даже иронии.

А про высказывания Лермонтова (если оно было) про осетин, я тебе случай расскажу. Поехал я как то (супруга заставила) на экскурсию по лермонтовским местам, дело летом было, отдых. И вот слушаем мы экскурсовода на предполагаемом месте дуэли Лермонтова. Много красивых и напыщенных слов. А на этом месте из-за туристов расположилось несколько торговцев сувенирами. И вот один из них - пожилой армянин, поздоровавшись с нашим экскурсоводом спросил ее - что опять грузишь туристов (все кроме меня с супругой были не из нашего региона), та что то в ответ. Но главное, этот армянин говори, что Лермонтов был человек так себе, не важнецкий и относиться к нему надо соответственно. И перешел на известные цитаты его про осетин. На это торговец сказал, что он на сто процентов уверен, что за свой дурной характер поэт получил люлей  от осетин, эти горячие парни его бы не простили за гнусные стишки. Вот и где то поэт и высказался об осетинах. Вот такая история. Извини, что так не кратко выражаю свои мысли. Бог ему Лермонтову судья.

21 мая 2021 / 12:08 #<AnonUser:0x000000081b830d60> да тут не надо ничего усложнять... ксенофобия и колониальный взгляд на малые народы были нормой и общим местом для XIX века. лермонтов и пушкин - еще достаточно травоядные представители элиты. стоит только почитать какие эпитеты использовались повсеместно в этнографичекой науке для описания народов и племен - это просто слепки с характеристик отдельного человека или же видов животных. такой подход логически привел западный мир к социал-дарвинизму, евгенике, сегрегации, расизму и нацизму.


апеллировать на полном серьезе в XXI веке не то, что к литературе, а и к науке тех лет как к авторитетному источнику без учета этого контекста - признак дурачины. 

21 мая 2021 / 14:43 #<AnonUser:0x000000081b8dad88> Согласен, я об этом Алану в принципе и писал, что не надо усложнять, то есть воспринимать всерьез мнение далеко не авторитетных людей.

Вот только с создателями той же евгеники было бы интересно вступить в дискуссию о том, как улучшить человеческую наследственность, а вот мнение пушкина и Лермонтова об к примеру армянах или осетинах, в априори неинтересно.   

21 мая 2021 / 17:35 Алан Цхурбаев это понятно все, я согласен, что не стоит нервничать и разводить долгие споры и холивары из-за его слов, сказанных почти два века назад. но как видите, сказанное им не забыто в Осетии. и вот так в ироничной форме вспоминают об этом. а вообще, я думаю контекст этой надписи таков - место ли портрету Лермонтова в центре Владикаваза, учитывая сказанное. 
21 мая 2021 / 14:40 sentangelo Слабовато ты его приложил. Можно было убить его второй раз, только уже фактами. Например как-то так. <<Сам дурак. Ты лучше глянь, как мы улучшили Владикавказ. Что вы русские нам оставили(?)- какой-то двухэтажный ублюдский недогород. А что теперь? Вон, спиленные вредные деревья, вон высотка вместо никчемного лягушатника, вон ещё высотки вместо вида на дурацкие горы. А посмотри, какая уникальная застройка по всему городу. А какие умнейшие люди у нас в правительстве и в каждом министерстве? Благодаря им у нас есть всё и мы можем не работать, а можем и работать, только пока негде, но это приложится. Что ты вообще понимаешь в людях и в жизни, безмозглое животное.>>
21 мая 2021 / 17:30 Алан Цхурбаев https://zen.yandex.ru/media/id/5cc405f072f48900b3ff9233/za-chto-miu-lermontov-nenavidel-osetin-5cc699ccc6b7e700b3d84801#:~:text=%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD%D0%B5%20%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%8E%D1%82%2C%20%D0%BD%D0%B5%20%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D1%8B,%D0%A3%D0%B6%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B!
21 мая 2021 / 19:07 manom_u Находка прекрасная). А рефлексировать по этому поводу ,можно разве только от скуки. Уровень слюнопускающих под ссылкой наглядный тому пример. Вечно клянутся в верности тому, кто резать разрешает. Побежали к империи за землями и в вечной дружбе, затем к советом за тем же и ведь в 92-ом голосовали за тоже самое, за обещанную землю и резню.спасибо ещё раз Собчак), она наглядно показала за что там голосуют.
21 мая 2021 / 22:46 Игорь Сажин В 18 и 19 веке очень много поэтов и писателей пытались сделать какие-то эмоциональные оценки этносов. Помню как меня поразила поэма "Энеида" Котляревского, как поэт легко раздавал эпитеты тем или иным этносам в мире. Пытаться их оценивать с высоты 21 века - бессмысленное дело... Нам бы с самими собой разобраться, а не с словами предыдущих поколений... 
22 мая 2021 / 11:39 Алан Цхурбаев да, согласен, Игорь. 
23 мая 2021 / 22:55 Игорь Сажин Любому народу в свое время достались не лесные эпитеты и что теперь носится с этими эпитетами и доказывать всем, что они не верные. Идиот и без этих эпититов будет пачкать другие народы. А умный просто не заметит когда-то высказанной сиюминутной глупости. 
22 мая 2021 / 11:00 #<AnonUser:0x000000081b94e210> А я полностью согласен с товарищем М.Ю. Лермонтовым.

Сообщить новость
Прокомментировать