Возможно. Тут нужен тонкий баланс и умение говорить правду, не вызывая потоки взаимной агрессии. Всегда и во все периоды жизни между всеми народами России были и грустные моменты и светлые. Писать надо обо всех моментах истории, но через призму позитивного восприятия.
Например, в Кавказскую войну были моменты куначества между русскими и черкесами. Тот же Лермонтов очень любил Кавказ и фактически был морально на стороне черкесов. Или, например, был случай, когда князья Коновы спасли великих князей Романовых или когда кабардинцы прятали у себя евреев от фашистов.
Здесь огромная роль принадлежит СМИ, надо уходить от стереотипа образа врага, лица кавказской национальности. И тогда символы каждого народа, и малого и большого, будут работать на укрепление единой национальной общероссийской идентичности и центробежные силы перерастут в центростремительные.
Все мы люди. Почему, когда русские приезжают на Кавказ, они удивляются тёплому приёму и образу вполне адекватных и отзывчивых людей? Кому это выгодно разжигать такие настроения? Укрепление общероссийской идентичности выгодно всем. Оно никак не снизит идентичность малых народов, напротив, как писал ещё Герберт Спенсер – истинная интеграция возможна только через дифференциацию.
И когда между народами будет взаимопонимание, символы каждого народа будут способствовать только ещё большему взаимопониманию. Мы сильны, потому что мы разные, до тех пор, пока между нами мир и согласие.
цитата: Наима НефляшеваПрошу ответить на последний вопрос нашей дискуссии:
Как сделать, чтобы образы прошлого и исторические символы выступали не факторами разъединения и взаимных претензий, а служили укреплению общероссийской национальной идентичности. Возможно ли это в принципе?
Думаю плюрализм мнений будет сохраняться. Некоего единого понимания узловых моментов нашего прошлого в современном российском обществе нет. В ближайшей перспективе оно не возникнет. Современный тренд нашего общества этому не служит. Так что впереди дискуссии, споры, разные оценки и суждения. Главное сохранять цивилизованный формат этого процесса.
цитата: Наима Нефляшева Уважаемые спикеры, читатели КУ! Мы закрываем наше обсуждение. Дискуссия будет обобщена в виде дайджеста и опубликована у меня в блоге "Северный Кавказ сквозь столетия".Однозначно!Спасибо всем за участие. Пусть символы нас объединяют !
Спасибо всем за участие. Пусть символы нас объединяют !
цитата: Zurab GadzhievВам бы все шутки шутить!НАДО СТРАВИТЬ ИСТОРИКОВ, И ПУСТЬ ПОБЕДИТ СИЛЬНЕЙШИЙ ! (АЛЯ "ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ" НА ОСТРОВЕ ИЛИ ГДЕ-ТО ЕЩЕ ЗАПЕРЕТЬ, И ПУСТЬ СПОРЯТ/РУБЯТСЯ ТАМ ДО ПОСИНЕНИЯ))) а иначе это всё будет вечно...
цитата: Zurab GadzhievПусть никто не победит, но все друг друга услышат)))цитата: Наима НефляшеваПример тут может быть лишь из "песочницы", - чтобы хорошо дружить и дружно драться с ребятами из соседнего двора, надо сперва чтоб в своём дворе все сверстники хорошенько и не раз подрались, и когда пыль уляжется, и все будут знать кто-кому сколько зубов выбил и фингалов поставил, не делая из того секрета, - тогда и во дворе наступит спокойствие, и начнут ходить вместе в другой двор/ другую улицу / другую школу... СЛОВОМ - НАДО СТРАВИТЬ ИСТОРИКОВ, И ПУСТЬ ПОБЕДИТ СИЛЬНЕЙШИЙ ! (АЛЯ "ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ" НА ОСТРОВЕ ИЛИ ГДЕ-ТО ЕЩЕ ЗАПЕРЕТЬ, И ПУСТЬ СПОРЯТ/РУБЯТСЯ ТАМ ДО ПОСИНЕНИЯ))) а иначе это всё будет вечно...Прошу ответить на последний вопрос нашей дискуссии:
Как сделать, чтобы образы прошлого и исторические символы выступали не факторами разъединения и взаимных претензий, а служили укреплению общероссийской национальной идентичности. Возможно ли это в принципе?
цитата: Наима НефляшеваПример тут может быть лишь из "песочницы", - чтобы хорошо дружить и дружно драться с ребятами из соседнего двора, надо сперва чтоб в своём дворе все сверстники хорошенько и не раз подрались, и когда пыль уляжется, и все будут знать кто-кому сколько зубов выбил и фингалов поставил, не делая из того секрета, - тогда и во дворе наступит спокойствие, и начнут ходить вместе в другой двор/ другую улицу / другую школу... СЛОВОМ - НАДО СТРАВИТЬ ИСТОРИКОВ, И ПУСТЬ ПОБЕДИТ СИЛЬНЕЙШИЙ ! (АЛЯ "ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ" НА ОСТРОВЕ ИЛИ ГДЕ-ТО ЕЩЕ ЗАПЕРЕТЬ, И ПУСТЬ СПОРЯТ/РУБЯТСЯ ТАМ ДО ПОСИНЕНИЯ))) а иначе это всё будет вечно...Прошу ответить на последний вопрос нашей дискуссии:
Как сделать, чтобы образы прошлого и исторические символы выступали не факторами разъединения и взаимных претензий, а служили укреплению общероссийской национальной идентичности. Возможно ли это в принципе?
цитата: Lidia ZhigunovaЭто все таки упрощение. Поосто у каждого есть свои приоритеты. Медиарынок живет по своим законам. Но это отдельная тема. А власть боится не символов, а их последствий. Усложнять и демонизировать чиновника - не правильно, он тоже человек.цитата: Евгений КратовСогласна, но в это то и проблема современной России, что власти не хотят/боятся транслировать эту историю, символы, и это приводит к еще большему разобщению.цитата: Lidia ZhigunovaНесмотря на обилие источников, Кавказская война освещается очень кратко и однобоко. Военные сюжеты необходимо рассматривать с точки зрения трагедии народов, вовлеченных в конфликт и с точки зрения последствий для этих народов, этого не происходит, потому что в России нет настоящего переосмысления прошлого. Напротив, как мы видели из программы зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году, черкесы были вычеркнуты из исторической памяти. К примеру в Гамбурге накануне Олимпиады, в этнографическом музее была проведена выставка, посвященная черкесам и роли Сочи в истории древнего народа.На самой Олимпиаде, кстати было и адыгское подворье и другие символы. Чего не было так это трансляции этого присутсвия адыгской тематики в федеральных СМИ. Наверное ориентировались на некавказскую аудиторию, но это был большой просчет. Но в Москве, к сожалению, наши проблемы проблемами не кажутся, пока чего нибудь не начнется.
Прошу ответить на последний вопрос нашей дискуссии:
Как сделать, чтобы образы прошлого и исторические символы выступали не факторами разъединения и взаимных претензий, а служили укреплению общероссийской национальной идентичности. Возможно ли это в принципе?цитата: Евгений Кратовну это в идеале. а поскольку проблема пока столь сложна и щекотлива, перед учителем встает задача в первую очередь как перед врачом - "не навреди!"цитата: Zurab GadzhievУвы сие практически невозможно. Кто ж бут бороться, если автор этнократических мифов не власть и не народ, а как раз та самая элита. А миф выглядит всегда интереснее чем сухие факты. И проглатывается он легко. А без оценок в школе никак нельзя, поскольку задача у педагога триединая, познавательная, образовательная и, в том числе и воспитательная. Но оценочное суждение в школе дб отточенное ии выверенное, чтобы в голове у ребенка не осталось ни сучка ни задоринки, которые потом ему будут мешать в жизни. Но это легко сказать и совсем не просто сделать. Не исключайте семью и улицу из воспитательного процесса.Выход видится лишь один - 1) бороться с этнократическими мифами (в любом исполнении), 2) знакомить ребят с сухой фактурой, воздерживаясь от оценочных суждений.
цитата: Asker SokhtДа, но право не тотально, мир больше права. Все равно мир держится на доброй воле людей.цитата: Игорь Сажин Но нам для реализации договоренности приходится считаться не только с правами человека, но и с видением мира другими людьми и народа. Чиновник имеет право ставить целесообразность выше права человека, потому что чиновник нацелен на результат. Увы. Надо это учитывать при договоренностях.Право может быть основано только на законе и Конституции. Иное это возврат в тоталитарное общество которое принесло нашему обществу массу трагедий и тотальную отсталость.
цитата: Игорь Сажин Но нам для реализации договоренности приходится считаться не только с правами человека, но и с видением мира другими людьми и народа. Чиновник имеет право ставить целесообразность выше права человека, потому что чиновник нацелен на результат. Увы. Надо это учитывать при договоренностях.
Право может быть основано только на законе и Конституции. Иное это возврат в тоталитарное общество которое принесло нашему обществу массу трагедий и тотальную отсталость.
цитата: Zurab GadzhievУвы сие практически невозможно. Кто ж бут бороться, если автор этнократических мифов не власть и не народ, а как раз та самая элита. А миф выглядит всегда интереснее чем сухие факты. И проглатывается он легко. А без оценок в школе никак нельзя, поскольку задача у педагога триединая, познавательная, образовательная и, в том числе и воспитательная. Но оценочное суждение в школе дб отточенное ии выверенное, чтоббы в голове у ребенка не осталось ни сучка ни задоинки, которые потом ему будут мешать в жизни. Но это легко сказать и совсем не просто сделать. Не исключайте семью и улицу из воспитательного процесса.Выход видится лишь один - 1) бороться с этнократическими мифами (в любом исполнении), 2) знакомить ребят с сухой фактурой, воздерживаясь от оценочных суждений.
цитата: moderator Поступил вопрос из группы "Кавказского Узла" в Одноклассниках. Просим участников дискуссии откликнуться.да - не мешатьА как на взгляд экспертов должно вести себя государство: не мешать или помогать в организации?
и да - помогать.