Реформа похоронного обряда в Адыгее: за или против?

1119 тем и 2 сообщения
Уважаемые спикеры и наши читатели! Мы закрываем наше обсуждение. Благодарю всех за участие. Особенно наших уважаемых имамов и представителей ДУМ РА и КК, за что, что пришли на площадку и высказали свою позицию. 

Спасибо всем за участие!  Регламентация похоронного обряда необходима, но в какой форме и как долго она будет протекать - покажет время. 

Наима спасибо за приглашение. Всем участникам дискуссии так же выражаю благодарность.
Благодарю за возможность поучаствовать в дискуссии
Спасибо всем за интересную дискуссию. 
Перемены назрели, но на ДУМ лежит большая ответственность. Все нужно делать постепенно и вести просветительскую работу, в том числе среди эфенди
Присоединяюсь к благодарности.

Очень важно вести диалог и приходить к чему-то общему.

Спасибо всем за интересную дискуссию! Всего доброго! Наиме - особая благодарность!
Спасибо большое всем участникам и организаторам!!! 
Наима спасибо за приглашение! Спасибо всем участникам данной дискуссии!
Обсуждая эти проблемы, необходимо обратить внимание на морально- этическую сторону. Что имело большую ценность для Адыгов.

Целью упорядочения похоронных обрядов, заключается в желании облегчить и без того сложную жизнь людей. Выбрать такой подход, который был бы посильным для всех слоев общества.

цитата: Наима Нефляшева Дорогие спикеры! Наша дискуссия показывает, какой острый отклик рекомендации ДУМ вызывают у людей. Хотя большинство, я уверена, понимает, что необходима регламентация обряда и введение его в рамки именно похороннго обряда, а не простого поедания еды. но есть вещи, которые людям трудно принять. 

В итоге - каковы, на ваш взгляд, Возможные последствия рекомендаций ДУМ РА и КК: общественный раскол или путь к конструктивному диалогу? 

 

Наима, любая реформа в начале вызывает недоумение, непонимание многих людей. Мы понимаем, что надо время для пояснения и донесения данного вопроса. Многие не принимают её, многие её не понимают. Но многие, я подчёркиваю, многие нас поддерживают! Ещё раз, мы консультировались с АРИГИ, представителями общественности, власти. Нас поддерживает глава республики. Мы не говорим о том, что выпустили универсальное пособие, удовлетворяющее всех. Мне тоже что-то не нравится в ней. Но надо прийти всем к определённому консенсусу. И мы, дай Бог, к нему придём!
Аслан Шаззо об ограничении траура 3 днями: 

"Сокращать «длительность траура», на мой взгляд, можно только для того, чтобы организовать поминальный стол в какой-либо из ближайших выходных дней. Так в поминках сможет принять участие больше людей. И так делали адыги в позднее советское время.

Когда сразу после похорон эфенди, оказывает давление на родственников умершего, чтобы те объявили о том, что 7 дней будут проводиться через 3 дня, и это не совпадет с выходным днем, люди уходят с похорон сильно расстроенными: еще одного родственника многие из них не смогут проводить в мир иной достойно.

На мой взгляд, этим своим поступком эфенди превышает свои полномочия. Его зовут на обряд для того, чтобы он оказал последнюю услугу умершему. Эфенди же диктует условия семье, которая в ее положении не смеет ему перечить. При этом эфенди, которому выпадает привилегия оказание последней услуги умершему, мог бы приобрести, кроме вознаграждения, огромное «псапэ». Однако из-за установки ДУМ РА и КК, предписывающей нарушить традицией срок, он, в соответствии с миропониманием адыгов, зарабатывает «псэкIод» («псэ» – «душа», «кIод» – исчезновение) т.е. убивает часть своей души".

Нет оснований  для общественного раскола в адыгской среде, ибо ряд инициатив ДУМ Республики Адыгея давно назрели, правильные, разумные и даже запоздалые. Но некоторые инициативы не вытекает из среды народа. Диалог уместен там, где есть поиск разумного а не стремление ограничить права мусульман. Как уже ранее отмечено черкесы безболезненно практикуют две модели. Тут нет принуждения. Понуждать кого либо как к традиционной черкесской модели так и арабской культурной традиции нет оснований.

Мы, мусульмане, черкесы, наша традиция основана на Священном Коране и Сунне нашего Пророка Мухаммада (благословит его Аллах и приветствует) и нормах Адыгэ Хабзэ, так же вытекающих из Сунны. Эти традиции мы будем нести в надежде, что и наши дети будут следовать нормам Священного Корана, Сунне нашего Пророка Мухаммада (благословит его Аллах и приветствует) и нормах Адыгэ Хабзэ. Все разумное будет принято народом. 
Аслан Шаззо: 

"В целом слова «отмена», «ограничение», «установление», «фиксация», «регламентация» и т.д. не входит в обычный лексикон общественности. И осуществить действия по их реализации она не может. А, как известно, ДУМ РА и КК – общественная организация и «реформы», несмотря на сопротивление людей, начала она. То есть, видимо, за ней существует теневой заказчик «реформ», который готов продолжить инициативу.

И цель его, видимо, не только, скажем, в том, чтобы обложить налогами похороны. Как кажется, данная «реформа» способна расколоть адыгское общество на «традиционалистов» и «исламистов», что значительно опаснее. И опаснее, конечно, не для тех, кто добивается раскола, а для самого общества".

цитата: Заргуащ Абрегова
цитата: Наима Нефляшева Я бы хотела пеервести нашу дискуссию в более прагматическое русло. Притча во языцех - это пакеты, содержание которых с каждым годом становится все дороже. ДУМ рекомендует их раздавать только малоимущим. Как вы относитесь к этому ? Почему раздачу пакетов, в том виде, в каком она сейчас существует, надо прекратить? А как мы определим - кто малоимущий, а  кто нет? Вернее, определить это нетрудно, но не обилим ли мы человека таким наименованием? Вопрос ок всем.
Пакеты в Адыгее не такие дорогие. Набор продуктов стандартный. Раздача родственникам нивелирует вопрос о материальном положении того, кто получает такой пакет. Пусть считает себя родственником, а не малоимущим.
Согласна с Вами, что в Адыгее пакеты не так дороги, но это не означает, что всем нравится их содержимое. Некоторые люди с благодарностью их принимают, а другие - обсуждают их содержимое или даже выбрасывают (ужасно, конечно, но и такое бывает). Конечно, это вопрос внутренней культуры каждого человека. Но зачем создавать эти прецеденты, если можно сделать псапэ иначе, отдавая тем, кому это действительно нужно в другой форме, а не в пакетах с едой?
цитата: Наима Нефляшева Дорогие спикеры! Наша дискуссия показывает, какой острый отклик рекомендации ДУМ вызывают у людей. Хотя большинство, я уверена, понимает, что необходима регламентация обряда и введение его в рамки именно похороннго обряда, а не простого поедания еды. но есть вещи, которые людям трудно принять. 

В итоге - каковы, на ваш взгляд, Возможные последствия рекомендаций ДУМ РА и КК: общественный раскол или путь к конструктивному диалогу? 

 

Как такого контроля или же санкций как многие думают, не будет, так как, эти предписания выпускались как РЕКОМЕНДАЦИИ в соответствии с Кораном и Сунной. Соответственно и воздействия будут носить лишь рекомендательный и разъяснительный характер. Это обращение к внутренней воли человека, его внутренней готовности следовать религиозным предписаниям.

Цель ДУМ не раскол. Наоборот, мы не видим угроз к этническому разрыву. Мы чтим как все адыги наши традиции, культуру, язык самобытность. Ислам и Сам Творец сохраняет лучшие проявления в культуре народа, более того призывает обогащаться положительными чертами культур других народов. Наша цель это консолидация адыгского общества, а в этой противоречивой реакции мы усматриваем много позитивного, прежде всего, что люди не равнодушны, активно реагируют на наши инициативы. Мы понимаем, что подобные вопросы не могут решаться быстро и легко. Мы понимаем, что ни в каком обществе гладко вопросы, связанные с преобразованиями, но мы верим в вековую мудрость народа, что в итоге это позволит нам прийти к верному решению и объединению народа на прочных духовных основаниях.  

Я считаю, что каждый продолжит делать поминки так, как считает нужным. Как делали до этого старшие и как считается правильным.

Конечно, раскол может быть. Уже некоторые имамы делают несуразные вещи. Недавно хоронили мужчину, городского жителя, который завещал провести похороны из своего дома в ауле. В таком случае процессия останавливается на некоторое время в аульском доме, куда собираются желающие выразить соболезнования родственники и знакомые, которые не имеют возможности приехать для этого в город. Имам же дал указание отправляться прямиком на аульское кладбище (и даже хотел запретить жене усопшего вообще ехать в аул, оставляя ее в городской квартире), собравшиеся в аульском доме люди не смогли проститься с усопшим.

цитата: Наима Нефляшева Дорогие спикеры! Наша дискуссия показывает, какой острый отклик рекомендации ДУМ вызывают у людей. Хотя большинство, я уверена, понимает, что необходима регламентация обряда и введение его в рамки именно похороннго обряда, а не простого поедания еды. но есть вещи, которые людям трудно принять. 

В итоге - каковы, на ваш взгляд, Возможные последствия рекомендаций ДУМ РА и КК: общественный раскол или путь к конструктивному диалогу? 

 

Скорее всего реформа ничего не решит, все равно в семье будут хоронить так, как считают нужным и правильным. И потом в этой реформе чувствуется недостаточное знание наших адыгских обычаев, полный отрыв от местных традиций. Так жили наши предки, наши родители. И то, что нам пытаются навязать, нам чуждо. Просто не надо впадать в крайности.

цитата: Заргуащ Абрегова
цитата: Анзор Дзеукожев
цитата: Asker Sokht
цитата: Анзор Дзеукожев Какой век?! 50-60 лет тому назад не было никаких 40,52, года! Спросите старших! 
Давление, насилие, репрессии атеистического  государства заставляли людей срывать. Но как только появлялся глоток свободы все возродилось. Советская власть даже одной мечети нам не оставила. Жернова работали неустанно. 
А вот другая версия говорит о том, что в 60-е, когда люди стали жить лучше, " хорошие" люди выдвинули идею поминок в 7, 40,52 и т.д. Мол , вот русские делают, почитают своих умерших, хорошо бы и нам... Так говорят старшие нашего аула..
40 дней – это не придуманная дата, ей есть традиционное объяснение. Еще моя бабушка говорила, что на сорок дней надо обязательно собираться в доме умершего и читать Коран. Это день самый тяжелый для покойного. Это его состояние чувствуют даже животные, находящиеся на подворье ("игырз макъэ зэхахы"). 
 Тхьа устанавливает все. Моего брата похоронили в Саратове, на мусульманском кладбище, так как  тело нам отказались отдать. С 39 на 40-й день от его смерти, он ночью приснился голый и бегающий по нашему аулу -в поисках кладбища.  Я в это время находилась в Питере.  Всевышний управляет всем.  
Дорогие спикеры! Наша дискуссия показывает, какой острый отклик рекомендации ДУМ вызывают у людей. Хотя большинство, я уверена, понимает, что необходима регламентация обряда и введение его в рамки именно похороннго обряда, а не простого поедания еды. но есть вещи, которые людям трудно принять. 

В итоге - каковы, на ваш взгляд, Возможные последствия рекомендаций ДУМ РА и КК: общественный раскол или путь к конструктивному диалогу? 

 

Дагестан: сельчане против нового генплана #shorts Дагестан: сельчане против нового генплана #shorts НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Глава Казбековского района Дагестана Гаджимурад Мусаев в частном телефонном разговоре с муниципальным депутатом нецензурно обругал жителей села Хубар, которые протестуют против нового генплана. Сельчане в видеообращении попросили генпрокурора России проверить нецензурные высказывания Мусаева. Подробнее: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/408804 22 февраля 2025, 12:26 У беженцев из Нагорного Карабаха появился шанс на свое жилье У беженцев из Нагорного Карабаха появился шанс на свое жилье НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Беженцы из Нагорного Карабаха нашли в Экодеревне под Ереваном выгодную альтернативу съемному жилью. Бюджетные передвижные дома, главным образом из дерева, строит компания "Арин Берд Эко". Цены за квадратный метр жилья здесь начинаются от 140 тысяч драмов (около 360 долларов). Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/408623 16 февраля 2025, 21:18 Участник СВО обратился к главе Дагестана из-за смерти сестры #shorts Участник СВО обратился к главе Дагестана из-за смерти сестры #shorts НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Глава Дагестана пообещал участнику военной операции справедливое расследование обстоятельств смерти его сестры, умершей после кесарева сечения в Дербенте. При этом в 2023 году Меликов проигнорировал ряд обращений участников СВО. Подробнее: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/408569 15 февраля 2025, 13:14 Кубань: митинг дальнобойщиков против штрафов #shorts Кубань: митинг дальнобойщиков против штрафов #shorts НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Из-за радио-электронной борьбы с дронами система "Платон" функционирует с ошибками, в результате водителям приходят крупные штрафы, заявили дальнобойщики в Краснодаре, записавшие обращение к Путину. Подробнее: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/408417 10 февраля 2025, 13:20 Подруга Седы Сулеймановой задержана на одиночном пикете Подруга Седы Сулеймановой задержана на одиночном пикете НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Елена Патяева на одиночном пикете в Санкт-Петербурге заявила, что за 10 месяцев расследование исчезновения ее подруги Седы Сулеймановой не дало никаких результатов. Полиция задержала Патяеву во время ее одиночного пикета. Поводом для задержания названо нарушение антиковидных ограничений. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/408056 29 января 2025, 17:17 Нарткала: за что педагог избила школьника? Нарткала: за что педагог избила школьника? НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Проверку после избиения педагогом школьника в Нарткале проводят следователи, учительницу отстранили от работы. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/407996 28 января 2025, 22:38