Казачество - ответ на русский вопрос

1119 тем и 2 сообщения

Добрый день уважаемые дамы и господа. Именно здесь, 2 декабря в 19:00, мы планируем провести очередную дискуссию. Нашим докладчиком на этот раз будет Елена Чубина, студентка Высшей школы экономики, факультет социальных наук, департамент политологии. Тема доклада: Казачество - ответ на русский вопрос.

Что же такое русский вопрос на Кавказе - мифология или реальная проблема, нуждающаяся в ее решении? Кто такие казаки на Северном Кавказе и какую роль они играют в регионе? 

На эти и другие вопросы мы вместе постараемся найти ответы. 

P.S.   1. Прошу соблюдать правила "Кавказского узла", который предоставил нам данную площадку. Они здесь - http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/162647/

         2. Здесь можно прочитать информацию о безопасной работе в интернете. https://advokat.kavkaz-uzel.ru/pages/security

Русский вопрос на Северном Кавказе- это реальная проблема многовекового развития и решения. Казаки - это представители русского народа, имеющие с ним не только культурную, бытовую и религиозную общность, но и генетическую. Для сохранения представителей русского народа от похищения и продажи в рабство, в пограничных краях Древней Руси Царь  и Великий князь и прочая... селил вышедших из феодального и крепостнического рабства, физически и духовно крепких граждан, наделяя их выкупленными у местных представителей народов и народностей землями, требуя за эти преференции, службу по охране и защите границ древнерусского государства. Казачьи войска( Донское, Терское, Кубанское, Аграханское) имеют своё "старшинство" - организационный возраст, в 400 с лишним лет, а неорганизованный - и много более, о чём свидетельствуют православные храмы на кавказе, насчитывающие возраст более тысячелетия. Многолетние грабежи и угон народонаселения Древней Руси были одной из главнейших проблем её. Полоняничный налог был самым большим в череде налогов русского государства и в православных храмах почитался как " Священный". Казаки платили этот налог, хотя и были освобождены от налоговой повинности Царским указом, а Донские и Аграханские ещё и получали "помочь хлебом,свинцом и зельем пороховым". Ещё Елизавета Петровна, особым указом" ссылала гулящих баб далеко за Моздок, за недостатком женского населения в казачьих пределах, отчего казаки воруют невест у иноверцев, крестят их и куначатся  с ними" Распространено было в  среде древних казачьих станиц  раскольничество, о чём свидетельствует сохранение молокан, как особой этнорелигиозной группы русского народа, уберегшего от ассимиляции свой генофонд. Роль казачества в Кавказском регионе неоценима и неотделима от быта, культуры и самого существования многих народностей и этнических групп Северного Кавказа. Своей службой, кровью, бытом, культурой казаки спасали многие роды от вырождения, самоуничтожения от обетов кровной мести, вымирания от чахотки и чумы, обогатили их( и свою) культуру и ремесла взаимопроникновением и взаимообогащением. Современная проблема казаков на кавказе - нежелание растущих, огосударствляющихся народов воспринимать реалии повседневной жизни. Нетерпимость религиозная и национальный эгоцентризм при нежелании отдельных представителей российской власти решать эту проблему. Куначество и кумовство переродились в коррупцию и привели к "выдавливанию" русских и казаков в частности из пределов Северного Кавказа. Чеченские войны показали крайние их проявления. Вытравливание и спаивание преимущественно русского населения в Центральной России, сначала тех.спиртами завозимыми через Грузию (Ройял), а затем и самодельными, изготавливаемыми из выведенных из законного оборота урожаев зерновых, привело к вымиранию и исчезновению деревень в Российских областях.Проблемой переселения русских и русскоязычных граждан Советского Союза  в Центральную Россию никто в Российском государстве озадачиваться не желает - новоявленным капиталистам дешевле и выгоднее запустить бесправных и коррупционоёмких представителей нацменьшинств.  Пример Фанцузской Республики и других европейских государств их ничему не учит. В нынешнем положении политик Проблема русских и казачества на Северном Кавказе требует немедленного разрешения. Либо-либо. Либо мы будем организованно переселены в указанные Российским правительством области, либо будем восстановлены в своих имущественных, служебных, гражданских правах. Пока что идёт обоснованное Свердловым и Троцким Уничтожение казачества как класса, как сословия, как народа. Вырождение гордых Римлян в юрких и всеядных итальянцев начиналось примерно так же. Русичи повторяют этот   многовековой путь с небольшими отклонениями.

Добрый день, коллеги. Предлагаю сначала дать слово докладчику, а потом уже она прокомментирует вышерасположенный текст.

После того, как доклад будет выложен - до 19-15 у нас будет врем, чтобы его прочесть. А потом дискуссия.

Григорий настоятельно просил меня обойтись без модерации вопросов на фейсбуке, давайте попробуем пойти на встречу.

Напоминаю - сначала мы задаем вопросы. 3 вопроса за 1 круг, и только после того, как Лена на них ответит - идем с вопросами дальше. Комментарии - возможны и желательны, но постарайтесь сначала все же задать свои вопросы, а потом уже высказывать свое мнение.

Игорь Синельников просил передать, что задержиться, но у него есть заранее 1 вопрос, который я задам от его имени.

Елена - Вам слово!

Альфой и омегой российской национальной политики сегодня принято считать создание и укрепление единой российской нации.  В России основой построения единой нации может быть только русская культура, русский язык и собственно русский народ как их носитель. Действительно, что общего у нивха и аварца кроме русскости?

В то же время очень разные политики и общественные деятели, от коммунистов до либералов-западников, все чаще говорят об угрозе исчезновения русского народа. Если для России в целом подобные прогнозы выглядят скорее мрачным апокалипсическим вымыслом, то отсутствие русских в Чечне и Ингушетии, а также перманентное сокращение русского населения в остальных северокавказских республиках — это объективная реальность. И реальность эта ставит под большой вопрос не только создание российской нации как минимум на территории Северного Кавказа, но и само нахождение Северного Кавказа в составе Российской Федерации.

 

Отток русских с Северного Кавказа начался еще во времена Советского Союза. Переписи населения фиксировали сокращение доли русского населения в регионе с 1970-х годов. В 1990-х процесс принял лавинообразный характер. Сегодня скорость сокращения русского населения заметно снизилась, но в целом тенденция не изменилась: русские продолжают уезжать.

В целом российская власть хорошо понимает, какие проблемы создает дерусификация Северного Кавказа. В «Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» отток русскоязычного населения назван одной из основных проблем региона, а его прекращение и возвращение русского населения — стратегической задачей государства.

За последние годы предпринимались определенные попытки переломить ситуацию: были реализованы программы переселения русских в Чечню, Ингушетию и Дагестан. Однако, судя по динамике численности русского населения, программы во всех республиках провалились. Программы эти прошли тихо, и подавляющее большинство русских о них так и не узнало.

При этом «чемоданные настроения» у русских на Северном Кавказе сегодня доминируют. Согласно исследованию «Национальный вопрос в российской общественно-политической жизни», представленному в сентябре текущего года в Общественной палате Российской Федерации, практически вся (79%) русская молодежь, проживающая в республиках Северного Кавказа, готова покинуть свою малую Родину и перебраться в другой российский регион. То есть с уверенностью можно утверждать, что отток русских с Северного Кавказа продолжится.

 

К отъезду с Северного Кавказа русскую молодежь подталкивает и тот факт, что русские в регионе находятся в очевидно неравноправном по сравнению с титульным населением положении. Например, доля русских в управленческих республиканских элитах в два-три раза ниже, чем в населении республик.

 

Имитация национальной политики

Нельзя сказать, что российская власть вовсе игнорирует положение русских на Северном Кавказе. В различных правительственных документах «русский вопрос» обозначен вполне отчетливо. Например, в принятой в августе текущего года федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)» говорится, что трудности, с которыми столкнулась Российская Федерация в постсоветский период, «привели к ряду негативных последствий в межнациональной сфере», в том числе к «ограничению в некоторых субъектах Российской Федерации прав нетитульного, в том числе русского, населения». Показательна при этом сама формулировка: «в некоторых субъектах». Авторы всеми силами стараются не называть конкретный регион, хотя понятно, что за этим эвфемизмом скрывается именно Северный Кавказ.

 

Если же говорить не об имитации, а о примерах реального регулирования межнациональных отношений, то в первую очередь следует вспомнить национальную политику в СССР. Советская власть негласно признавала особое положение титульных народов на территории своих республик, и первым человеком в республике назначался представитель титульного этноса. Однако его заместителем всегда был русский. Таким образом, центр, с одной стороны, контролировал местную власть, а с другой — поддерживал некий паритет между титульным и русским населением республик.

В качестве целевого индикатора при оценке успешности национальной политики в республиках Северного Кавказа также можно было бы учитывать число депутатов республиканского парламента и министров республиканского правительства нетитульных национальностей.

 

Вывод о том, что отток русскоязычного населения происходит только по экономическим причинам, несостоятелен. Это становится очевидно при анализе социально-экономических потерь для каждого мигранта (потеря жилья, имущества, понижение социального статуса, потеря специальности). Что же касается сельских жителей (наибольший отток сегодня из восточных регионов Ставропольского края – сельские жители), то для них переезд вообще экономически убыточен.

Такой анализ показывает, что миграция русского населения из республик Северного Кавказа имеет не чисто экономический, но еще и этнический характер и вызвана правовой и социальной незащищенностью, а порой и угрозой своей безопасности и безопасности родных.

 

Казачество- как фактор сохранения русского населения на Кавказе.

В литературе нет единого мнения относительно мест первоначального поселения казаков на Северном Кавказе. Какая-то часть до переселения к Тереку жила по его притокам, в ущельях гор, по гребням Терского хребта. Отсюда и название этой части казаков – гребенцы. По мнению дореволюционных историков, первыми поселенцами в этих районах Северного Кавказа стали казаки Червленого Яра (местности, располагавшейся между Верхним Доном и Хопром), которые в конце 15 – начале 16 в. бежали, спасаясь от преследований за свое непокорство великому князю московскому Ивану III. Они «сели на струги с семьями и животами и выплыли весенним половодьем на Дон, оттуда перебрались в Волгу и пустились к недосягаемому московской погоней убежищу – к устьям Терека». Однако казаки там не остались, а двинулись дальше, вверх по Тереку к пятигорским черкесам, вступили с ними в тесный союз и поселились в предгорьях Кавказского хребта, где р. Аргун впадает в р. Сунжу.

 

Несколько позднее, в середине 16 в., в низовьях Терека оформляется терское низовое казачество. Опираясь на исторические документы, современный исследователь казачества Н. Н. Великая пишет, что терское

казачество составилось само собою разными людьми – из кавказских черкес, донских и гребенских казаков, поляков и грузин. Значительную роль вформировании терцев сыграли беглые волжские казаки.

 

Пополнялись казачьи поселения гребенцов и терцев как новыми беглыми из вех районов России, так и выходцами из среды соседних горских народов.

Как отмечали дореволюционные историки, нередки были случаи, когда какой-нибудь джигит Гассан похищал в соседнем ауле красавицу Фатьму, и оба, на одном коне, спасаясь от погони родни, являлись ночью в один из Гребенских городков, а на утро Гассан превращался уже в казака Ивана, а Фатьма становилась Марьей, или по-гребенскому Машуткой.

При этом среди казаков изначально сложилась традиция, по которой все вновь прибывшие обязательно принимали православную веру и усваивали язык казаков-старожилов.

 

Длительное проживание рядом с горцами оказало влияние на обычаи и быт

казаков, отразилось в их внешнем облике. Горская мужская одежда с небольшими изменениями стала официальной казачьей формой. К началу XIX в. терского казака уже нельзя было представить без кавказской бурки, папахи, башлыка, черкески с газырями, украшенными металлическими или серебряными наконечниками, бешмета, кавказского пояса и кинжала. Не менее отчетливо видны заимствования и в костюме женщины-казачки. Ее одежда состояла из узкой рубахи с широкими рукавами, поверх которой надет длинный бешмет, тесно застегнутый и отчетливо обрисовывающий рельефы тела. При этом вплоть до начала XVIII в. гребенские казачки, носили традиционный русский головной убор.

 

Поселившиеся по берегам Сунжи и Терека казаки не затрагивали политических и хозяйственных интересов горских народов, что обеспечивало благоприятные   условия   для   развития   дружественных   связей.    

Широко были распространены добрососедские отношения, включая куначество, аталычество и родственные связи.

Особую роль в стабилизации региона играет казачество, являющее собой уникальный синтез русской культуры и кавказского менталитета. На мой взгляд, такой синтез может служить прочным основанием для сохранения присутствия русских на Северном Кавказе. Кроме того, казачество обладает рядом характеристик, которые помогут вернуть русских в республики Северного Кавказа.

1.Русские на Северном Кавказе сохраняют демобилизующие упования на защиту со стороны федеральных властей и фактически не способны к конструктивной самоорганизации.  Казаки могут стать тем стержнем, вокруг которого сплачивается в поисках защиты русскоязычное население. 

2.Казачеству, как более институционализированной социальной группе проще добиться представительства в органах государственной власти.

3. Сакральное отношение казаков к родной земле может уменьшить миграционный поток. Основу существования казачьей общины исторически составлял  земельный фонд. В современных условиях казачество может стать прочной основой для развития сельского хозяйства.

4. Патриотическое воспитание казачьей молодежи. Казачатам всегда прививалась безграничная любовь и преданность как к России в целом, так и к Присуду. Для молодого казака покинуть Присуд означает предательство. Более того, для возрождающегося контингента не будет стоять вопрос об интеграции в местный социум. Он органичен с культурой местных народов, впитал в себя элементы этой культуры.

 

 

Нельзя сказать, что государство совсем не обращает внимание на миротворческий и стабилизирующий потенциал казачества. В ряде субъектов РФ уже приняты меры по реализации государственной стратегии развития государственной политики РФ в отношении казачества до 2020 года. Даже те, кто раньше относился к казачеству скептически, сейчас видят в нем серьезную созидательную силу. Однако для решения проблемы деруссификации Северного Кавказа одной стратегии не достаточно. Необходим комплекс мер.

цитата:

nice.konan

Русский вопрос на Северном Кавказе- это реальная проблема многовекового развития и решения. Казаки - это представители русского народа, имеющие с ним не только культурную, бытовую и религиозную общность, но и генетическую. Для сохранения представителей русского народа от похищения и продажи в рабство, в пограничных краях Древней Руси Царь  и Великий князь и прочая... селил вышедших из феодального и крепостнического рабства, физически и духовно крепких граждан, наделяя их выкупленными у местных представителей народов и народностей землями, требуя за эти преференции, службу по охране и защите границ древнерусского государства. Казачьи войска( Донское, Терское, Кубанское, Аграханское) имеют своё "старшинство" - организационный возраст, в 400 с лишним лет, а неорганизованный - и много более, о чём свидетельствуют православные храмы на кавказе, насчитывающие возраст более тысячелетия. Многолетние грабежи и угон народонаселения Древней Руси были одной из главнейших проблем её. Полоняничный налог был самым большим в череде налогов русского государства и в православных храмах почитался как " Священный". Казаки платили этот налог, хотя и были освобождены от налоговой повинности Царским указом, а Донские и Аграханские ещё и получали "помочь хлебом,свинцом и зельем пороховым". Ещё Елизавета Петровна, особым указом" ссылала гулящих баб далеко за Моздок, за недостатком женского населения в казачьих пределах, отчего казаки воруют невест у иноверцев, крестят их и куначатся  с ними" Распространено было в  среде древних казачьих станиц  раскольничество, о чём свидетельствует сохранение молокан, как особой этнорелигиозной группы русского народа, уберегшего от ассимиляции свой генофонд. Роль казачества в Кавказском регионе неоценима и неотделима от быта, культуры и самого существования многих народностей и этнических групп Северного Кавказа. Своей службой, кровью, бытом, культурой казаки спасали многие роды от вырождения, самоуничтожения от обетов кровной мести, вымирания от чахотки и чумы, обогатили их( и свою) культуру и ремесла взаимопроникновением и взаимообогащением. Современная проблема казаков на кавказе - нежелание растущих, огосударствляющихся народов воспринимать реалии повседневной жизни. Нетерпимость религиозная и национальный эгоцентризм при нежелании отдельных представителей российской власти решать эту проблему. Куначество и кумовство переродились в коррупцию и привели к "выдавливанию" русских и казаков в частности из пределов Северного Кавказа. Чеченские войны показали крайние их проявления. Вытравливание и спаивание преимущественно русского населения в Центральной России, сначала тех.спиртами завозимыми через Грузию (Ройял), а затем и самодельными, изготавливаемыми из выведенных из законного оборота урожаев зерновых, привело к вымиранию и исчезновению деревень в Российских областях.Проблемой переселения русских и русскоязычных граждан Советского Союза  в Центральную Россию никто в Российском государстве озадачиваться не желает - новоявленным капиталистам дешевле и выгоднее запустить бесправных и коррупционоёмких представителей нацменьшинств.  Пример Фанцузской Республики и других европейских государств их ничему не учит. В нынешнем положении политик Проблема русских и казачества на Северном Кавказе требует немедленного разрешения. Либо-либо. Либо мы будем организованно переселены в указанные Российским правительством области, либо будем восстановлены в своих имущественных, служебных, гражданских правах. Пока что идёт обоснованное Свердловым и Троцким Уничтожение казачества как класса, как сословия, как народа. Вырождение гордых Римлян в юрких и всеядных итальянцев начиналось примерно так же. Русичи повторяют этот   многовековой путь с небольшими отклонениями.

В целом, я согласна с Вами. Однако ряд ваших утверждений, все таки, представляются мне достаточно спорными:

1. Я сомневаюсь, что русских насильно кто-то "вытравлял и спаивал". Это что-то из разряда теорий заговора. Предполагаемые причины оттока я описываю в своей работе.

2. Наличие христианских храмов с тысячилетней историей на Кавказе вовсе не свидетельствуют о пребывании казаков в этот период. Скорее это греческое наследие Кавказа.

3. Все таки в последнее время государство "озадачиваться желает". Вот только,что из этого получается, судить не нам.

В последнее время в обществе и среди самих Казаков говорят, что сейчас у Ставропольского казачества наступил серьезный кризис. Вопрос - как собираемся решать проблему и что планируется делать?

Елена, у меня такой вопрос.

А что все таки это за зверь русский вопрос? Как бы ты его расшифровала? Почему он именно русский? Ведь с Кавказа уезжают не только русские, но и кавказская молодежь. Это один процесс или два разных?

цитата:

Magomed 26

В последнее время в обществе и среди самих Казаков говорят, что сейчас у Ставропольского казачества наступил серьезный кризис. Вопрос - как собираемся решать проблему и что планируется делать?

Да, действительно. Кризис состоит в том, что по признанию самих казаков, всё казачество разделилось на 2 типа: этническое и реестровое. Чтобы вы понимали, реестр - это то,куда можно записаться. То есть, есть казаки по рождению. А есть те, которые в зрелом возрасте решили, что ценности казачества им близки. Ну это примерно как, однажды кто-то решит стать чеченцем,к примеру, и будет такой гос.орган, через который это можно сделать.

так вот, проблема состоит в том, что и те и другие называют себя казаками, хотя по сути не все ими являются. Как разрешить этот кризис,я признаться пока плохо понимаю. Так как и реестр- это историческая форма рекрутинга.

цитата:

Victor

Елена, у меня такой вопрос.

А что все таки это за зверь русский вопрос? Как бы ты его расшифровала? Почему он именно русский? Ведь с Кавказа уезжают не только русские, но и кавказская молодежь. Это один процесс или два разных?

Русский вопрос- это деруссификация Кавказа. Ты прав, уезжают все. Но отток именно русскогоязычного населения наиболее ярко выражен. И если кавказская молодежь уезжает, в основном, исходя из экономических соображений, то русские уезжают по причине изменившегося псисохологического климата, елси так можно сказать.

Миротворческий потенциал казачества вызывает серьезные сомнения. Фактически, в условиях государственного регулирования казачьего вопроса, мы имеем народную дружину, которая якобы должна исходя из своих представлении о правильном, помогать полиции поддерживать порядок на улицах городов. Причем все это завязано на мифологемах почвы и самого оголтелого национализма. Предложение Лены опереться на казачество в русском вопросе на Кавказе, выглядит фактически как внедрение и подержание милитаризированной русскоязычной группы, которая с помощью своей общинности и установок будет некоторым оплотом и ядром русской культуры.

 

 

Но: кто сказал, что казаки в современном виде, да и в том, котором они были, способны выполнять такую функцию? Не является ли это усугублением проблемы: поддержание в СКФО шовинистически настроенных русских с претензией на свой особый этнический статус, архаичный и вообще не имеющие отношения к современным россиянам с их ценностями и целями? Автор серьезно полагает, что казачество способствует межэтнической толерантности?   Живы еще в памяти те бесчинства, да выскажусь я высокопарно, которые казачьи патрули творили на улицах Краснодара, часами допытывая граждан с Северного Кавказа на наличие документов.

Суд назначил штраф Надежде Кеворковой #shorts Суд назначил штраф Надежде Кеворковой #shorts НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Суд в Москве признал журналистку Надежду Кеворкову виновной в оправдании терроризма и приговорил ее к выплате штрафа в 600 тысяч рублей. Подробнее: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/409389 12 марта 2025, 19:39 Силовики разогнали акцию протеста студентов из Туркменистана в Ставрополи #shorts #полиция #новости Силовики разогнали акцию протеста студентов из Туркменистана в Ставрополи #shorts #полиция #новости НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ Граждане Туркменистана, поступившие в университет в Ставрополе, пожаловались на давление и принуждение к переводу в вузы приграничных областей. Акцию протеста студентов разогнали силовики. Подробнее: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/409375 12 марта 2025, 11:46 В Нальчике почтили память жертв депортации В Нальчике почтили память жертв депортации НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ В Нальчике у мемориала жертвам репрессий балкарского народа 8 марта прошел традиционный митинг памяти. Участники митинга поделились с "Кавказским узлом" личными воспоминаниями и переживаниями. Читайте подробнее: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/409265 08 марта 2025, 13:22 Встреча книжных клубов Нальчика и Владикавказа — новая традиция культурного обмена Встреча книжных клубов Нальчика и Владикавказа — новая традиция культурного обмена НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Энтузиасты из владикавказского книжного клуба посетили литературный салон в Нальчике для совместного обсуждения творчества кавказских писателей. Участники дискуссии сочли важным взаимодействие двух клубов. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/408847 25 февраля 2025, 01:32 Дагестан: сельчане против нового генплана #shorts Дагестан: сельчане против нового генплана #shorts НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Глава Казбековского района Дагестана Гаджимурад Мусаев в частном телефонном разговоре с муниципальным депутатом нецензурно обругал жителей села Хубар, которые протестуют против нового генплана. Сельчане в видеообращении попросили генпрокурора России проверить нецензурные высказывания Мусаева. Подробнее: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/408804 22 февраля 2025, 12:26 У беженцев из Нагорного Карабаха появился шанс на свое жилье У беженцев из Нагорного Карабаха появился шанс на свое жилье НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Беженцы из Нагорного Карабаха нашли в Экодеревне под Ереваном выгодную альтернативу съемному жилью. Бюджетные передвижные дома, главным образом из дерева, строит компания "Арин Берд Эко". Цены за квадратный метр жилья здесь начинаются от 140 тысяч драмов (около 360 долларов). Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/408623 16 февраля 2025, 21:18