Исторические символы на Северном Кавказе: как избежать ловушек политизации?

1119 тем и 2 сообщения
Как сделать, чтобы образы прошлого и исторические символы выступали не факторами разъединения и взаимных претензий, а служили укреплению общероссийской национальной идентичности. Возможно ли это в принципе?

Возможно. Тут нужен тонкий баланс и умение говорить правду, не вызывая потоки взаимной агрессии. Всегда и во все периоды жизни между всеми народами России были и грустные моменты и светлые. Писать надо обо всех моментах истории, но через призму позитивного восприятия.

Например, в Кавказскую войну были моменты куначества между русскими и черкесами. Тот же Лермонтов очень любил Кавказ и фактически был морально на стороне черкесов. Или, например, был случай, когда князья Коновы спасли великих князей Романовых или когда кабардинцы прятали у себя евреев от фашистов.

Здесь огромная роль принадлежит СМИ, надо уходить от стереотипа образа врага, лица кавказской национальности. И тогда символы каждого народа, и малого и большого, будут работать на укрепление единой национальной общероссийской идентичности и центробежные силы перерастут в центростремительные.

Все мы люди. Почему, когда русские приезжают на Кавказ, они удивляются тёплому приёму и образу вполне адекватных и отзывчивых людей? Кому это выгодно разжигать такие настроения? Укрепление общероссийской идентичности выгодно всем. Оно никак не снизит идентичность малых народов, напротив, как писал ещё Герберт Спенсер – истинная интеграция возможна только через дифференциацию.

И когда между народами будет взаимопонимание, символы каждого народа будут способствовать только ещё большему взаимопониманию. Мы сильны, потому что мы разные, до тех пор, пока между нами мир и согласие.

цитата: Наима Нефляшева

Прошу ответить на последний вопрос нашей дискуссии: 

Как сделать, чтобы образы прошлого и исторические символы выступали не факторами разъединения и взаимных претензий, а служили укреплению общероссийской национальной идентичности. Возможно ли это в принципе?
Думаю плюрализм мнений будет сохраняться. Некоего единого понимания узловых моментов нашего прошлого в современном российском обществе нет. В ближайшей перспективе оно не возникнет. Современный тренд нашего общества этому не служит. Так что впереди дискуссии, споры, разные оценки  и суждения. Главное сохранять цивилизованный формат этого процесса. 
цитата: Наима Нефляшева Уважаемые спикеры, читатели КУ! Мы закрываем наше обсуждение. Дискуссия будет обобщена в виде дайджеста и опубликована у меня в блоге "Северный Кавказ сквозь столетия". 

Спасибо всем за участие. Пусть символы нас объединяют ! 

Однозначно!
Спасибо! Удачи!
Уважаемые спикеры, читатели КУ! Мы закрываем наше обсуждение. Дискуссия будет обобщена в виде дайджеста и опубликована у меня в блоге "Северный Кавказ сквозь столетия". 

Спасибо всем за участие. Пусть символы нас объединяют ! 

цитата: Zurab Gadzhiev
НАДО СТРАВИТЬ ИСТОРИКОВ, И ПУСТЬ ПОБЕДИТ СИЛЬНЕЙШИЙ ! (АЛЯ "ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ" НА ОСТРОВЕ ИЛИ ГДЕ-ТО ЕЩЕ ЗАПЕРЕТЬ, И ПУСТЬ СПОРЯТ/РУБЯТСЯ ТАМ ДО ПОСИНЕНИЯ))) а иначе это всё будет вечно...
Вам бы все шутки шутить!
цитата: Zurab Gadzhiev
цитата: Наима Нефляшева

Прошу ответить на последний вопрос нашей дискуссии: 

Как сделать, чтобы образы прошлого и исторические символы выступали не факторами разъединения и взаимных претензий, а служили укреплению общероссийской национальной идентичности. Возможно ли это в принципе?
Пример тут может быть лишь из "песочницы", - чтобы хорошо дружить и дружно драться с ребятами из соседнего двора, надо сперва чтоб в своём дворе все сверстники хорошенько и не раз подрались, и когда пыль уляжется, и все будут знать кто-кому сколько зубов выбил и фингалов поставил, не делая из того секрета, - тогда и во дворе наступит спокойствие, и начнут ходить вместе в другой двор/ другую улицу / другую школу... СЛОВОМ - НАДО СТРАВИТЬ ИСТОРИКОВ, И ПУСТЬ ПОБЕДИТ СИЛЬНЕЙШИЙ ! (АЛЯ "ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ" НА ОСТРОВЕ ИЛИ ГДЕ-ТО ЕЩЕ ЗАПЕРЕТЬ, И ПУСТЬ СПОРЯТ/РУБЯТСЯ ТАМ ДО ПОСИНЕНИЯ))) а иначе это всё будет вечно...
Пусть никто не победит, но все друг друга услышат)))
цитата: Наима Нефляшева

Прошу ответить на последний вопрос нашей дискуссии: 

Как сделать, чтобы образы прошлого и исторические символы выступали не факторами разъединения и взаимных претензий, а служили укреплению общероссийской национальной идентичности. Возможно ли это в принципе?
Пример тут может быть лишь из "песочницы", - чтобы хорошо дружить и дружно драться с ребятами из соседнего двора, надо сперва чтоб в своём дворе все сверстники хорошенько и не раз подрались, и когда пыль уляжется, и все будут знать кто-кому сколько зубов выбил и фингалов поставил, не делая из того секрета, - тогда и во дворе наступит спокойствие, и начнут ходить вместе в другой двор/ другую улицу / другую школу... СЛОВОМ - НАДО СТРАВИТЬ ИСТОРИКОВ, И ПУСТЬ ПОБЕДИТ СИЛЬНЕЙШИЙ ! (АЛЯ "ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ" НА ОСТРОВЕ ИЛИ ГДЕ-ТО ЕЩЕ ЗАПЕРЕТЬ, И ПУСТЬ СПОРЯТ/РУБЯТСЯ ТАМ ДО ПОСИНЕНИЯ))) а иначе это всё будет вечно...
цитата: Lidia Zhigunova
цитата: Евгений Кратов
цитата: Lidia Zhigunova
Несмотря на обилие источников, Кавказская война освещается очень кратко и однобоко. Военные сюжеты необходимо рассматривать с точки зрения трагедии народов, вовлеченных в конфликт и с точки зрения последствий для этих народов, этого не происходит, потому что в России нет настоящего переосмысления прошлого. Напротив, как мы видели из программы зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году, черкесы были вычеркнуты из исторической памяти. К примеру в Гамбурге накануне Олимпиады, в этнографическом музее была проведена выставка, посвященная черкесам и роли Сочи в истории древнего народа.
На самой Олимпиаде, кстати было и адыгское подворье и другие символы. Чего не было так это трансляции этого присутсвия адыгской тематики в федеральных СМИ. Наверное ориентировались на некавказскую аудиторию, но это был большой просчет. Но в Москве, к сожалению, наши проблемы проблемами не кажутся, пока чего нибудь не начнется.
Согласна, но в это то и проблема современной России, что власти не хотят/боятся транслировать эту историю, символы, и это приводит к еще большему разобщению.
Это все таки упрощение. Поосто у каждого есть свои приоритеты. Медиарынок живет по своим законам. Но это отдельная тема. А власть боится не символов, а их последствий. Усложнять и демонизировать чиновника - не правильно, он тоже человек.
Как сделать, чтобы образы прошлого и исторические символы выступали не факторами разъединения и взаимных претензий, а служили укреплению общероссийской национальной идентичности. Возможно ли это в принципе?Как я отмечала ранее, Кавказскую войну необходимо пересмотреть в деколониальном ключе, России необходимо перевернуть эту страницу повернувшись лицом к народам, которым империя принесла столько горя. В первую очередь, необходимо убрать паматники всем имперским генералам, воевавшим на Кавказе, осуществлявшим эту вакханалию против местного населения. И это будет хороший знак для начала.
Пока у черкесского флага нет отрицательной коннотации и это очень хорошо. 
Отвечая на четвертый вопрос скажу, что обществу надо приучать власть к своим символам через положительные переживания. Шаг за шагом. Черкесский флаг должен стать не просто символом объединения черкесов, а символом огромного добра черкесов во всем мире. 
Прошу наших читателей высказываться и задавать вопросы спикерам.

Прошу ответить на последний вопрос нашей дискуссии: 

Как сделать, чтобы образы прошлого и исторические символы выступали не факторами разъединения и взаимных претензий, а служили укреплению общероссийской национальной идентичности. Возможно ли это в принципе?
цитата: Евгений Кратов
цитата: Zurab Gadzhiev
Выход видится лишь один - 1) бороться с этнократическими мифами (в любом исполнении), 2) знакомить ребят с сухой фактурой, воздерживаясь от оценочных суждений.
Увы сие практически невозможно. Кто ж бут бороться, если автор этнократических мифов не власть и не народ, а как раз та самая элита. А миф выглядит всегда интереснее чем сухие факты. И проглатывается он легко. А без оценок в школе никак нельзя, поскольку задача у педагога триединая, познавательная, образовательная и, в том числе и воспитательная. Но оценочное суждение в школе дб отточенное ии выверенное, чтобы в голове у ребенка не осталось ни сучка ни задоринки, которые потом ему будут мешать в жизни. Но это легко сказать и совсем не просто сделать. Не исключайте семью и улицу из воспитательного процесса.
ну это в идеале. а поскольку проблема пока столь сложна и щекотлива, перед учителем встает задача в первую очередь как перед врачом - "не навреди!" 
цитата: Asker Sokht
цитата: Игорь Сажин Но нам для реализации договоренности приходится считаться не только с правами человека, но и с видением мира другими людьми и народа. Чиновник имеет право ставить целесообразность выше права человека, потому что чиновник нацелен на результат. Увы. Надо это учитывать при договоренностях. 
Право может быть основано только на законе и Конституции. Иное это возврат в тоталитарное общество которое принесло нашему обществу массу трагедий и тотальную отсталость. 
Да, но право не тотально, мир больше права. Все равно мир держится на доброй воле людей. 
цитата: Игорь Сажин Но нам для реализации договоренности приходится считаться не только с правами человека, но и с видением мира другими людьми и народа. Чиновник имеет право ставить целесообразность выше права человека, потому что чиновник нацелен на результат. Увы. Надо это учитывать при договоренностях. 
Право может быть основано только на законе и Конституции. Иное это возврат в тоталитарное общество которое принесло нашему обществу массу трагедий и тотальную отсталость. 
А может просто учить детей думать, на примерах истории?
цитата: Zurab Gadzhiev
Выход видится лишь один - 1) бороться с этнократическими мифами (в любом исполнении), 2) знакомить ребят с сухой фактурой, воздерживаясь от оценочных суждений.
Увы сие практически невозможно. Кто ж бут бороться, если автор этнократических мифов не власть и не народ, а как раз та самая элита. А миф выглядит всегда интереснее чем сухие факты. И проглатывается он легко. А без оценок в школе никак нельзя, поскольку задача у педагога триединая, познавательная, образовательная и, в том числе и воспитательная. Но оценочное суждение в школе дб отточенное ии выверенное, чтоббы в голове у ребенка не осталось ни сучка ни задоинки, которые потом ему будут мешать в жизни. Но это легко сказать и совсем не просто сделать. Не исключайте семью и улицу из воспитательного процесса.
цитата: moderator Поступил вопрос из группы "Кавказского Узла" в Одноклассниках. Просим участников дискуссии откликнуться.

А как на взгляд экспертов должно вести себя государство: не мешать или помогать в организации? 

да - не мешать 

и да - помогать.

Суд назначил штраф Надежде Кеворковой #shorts Суд назначил штраф Надежде Кеворковой #shorts НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Суд в Москве признал журналистку Надежду Кеворкову виновной в оправдании терроризма и приговорил ее к выплате штрафа в 600 тысяч рублей. Подробнее: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/409389 12 марта 2025, 19:39 Силовики разогнали акцию протеста студентов из Туркменистана в Ставрополи #shorts #полиция #новости Силовики разогнали акцию протеста студентов из Туркменистана в Ставрополи #shorts #полиция #новости НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ Граждане Туркменистана, поступившие в университет в Ставрополе, пожаловались на давление и принуждение к переводу в вузы приграничных областей. Акцию протеста студентов разогнали силовики. Подробнее: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/409375 12 марта 2025, 11:46 В Нальчике почтили память жертв депортации В Нальчике почтили память жертв депортации НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ В Нальчике у мемориала жертвам репрессий балкарского народа 8 марта прошел традиционный митинг памяти. Участники митинга поделились с "Кавказским узлом" личными воспоминаниями и переживаниями. Читайте подробнее: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/409265 08 марта 2025, 13:22 Встреча книжных клубов Нальчика и Владикавказа — новая традиция культурного обмена Встреча книжных клубов Нальчика и Владикавказа — новая традиция культурного обмена НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Энтузиасты из владикавказского книжного клуба посетили литературный салон в Нальчике для совместного обсуждения творчества кавказских писателей. Участники дискуссии сочли важным взаимодействие двух клубов. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/408847 25 февраля 2025, 01:32 Дагестан: сельчане против нового генплана #shorts Дагестан: сельчане против нового генплана #shorts НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Глава Казбековского района Дагестана Гаджимурад Мусаев в частном телефонном разговоре с муниципальным депутатом нецензурно обругал жителей села Хубар, которые протестуют против нового генплана. Сельчане в видеообращении попросили генпрокурора России проверить нецензурные высказывания Мусаева. Подробнее: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/408804 22 февраля 2025, 12:26 У беженцев из Нагорного Карабаха появился шанс на свое жилье У беженцев из Нагорного Карабаха появился шанс на свое жилье НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Беженцы из Нагорного Карабаха нашли в Экодеревне под Ереваном выгодную альтернативу съемному жилью. Бюджетные передвижные дома, главным образом из дерева, строит компания "Арин Берд Эко". Цены за квадратный метр жилья здесь начинаются от 140 тысяч драмов (около 360 долларов). Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/408623 16 февраля 2025, 21:18