В мечети города Адыгейска (Республика Адыгея) 8 сентября состоялась встреча Совета Духовного Управления мусульман Адыгеи и Краснодарского края с прихожанами мечети. Хотя основным итогом собрания было избрание нового имама, встреча носила неординарный характер. Поводом к ней послужило обсуждение результатов "альтернативного" собрания с участием властей города, правоохранительных и силовых структур республики, состоявшееся в Адыгейске в конце минувшего года. Результатом предыдущей встречи, в свою очередь, было также решение кадрового вопроса. Действующий имам Наджмедин Абази был отстранен от должности.
Отметим, что ни Абази, ни председатель Духовного управления Нурбий Емиж на том декабрьском собрании не присутствовали. Руководство ДУМ, усмотрело в инциденте вмешательство властей, в частности главы города, во внутренние дела Духовного управления и попыталось исправить ситуацию.
На нынешней встрече с прихожанами мечети председатель Духовного управления мусульман Адыгеи и Краснодарского края, муфтий республики Нурбий Емиж сказал: "Я полностью признаю свою вину в том, что попустительствовал разгоравшемуся конфликту внутри мечети и не приостановил интриги, считая их незначительными и внутренними делами мечети, пока они не приобрели большой размах".
Присутствовавшему на собрании заместителю главы города по связям с общественностью Адаму Хуаде муфтий высказал свои чаяния и пожелания. Он выразил мысль, что посещающие мечеть молодые люди являются лучшими из своего окружения, так как не пьют, не курят, не совершают правонарушений, они богобоязненны.
Прихожане мечети высказались на встрече в поддержку бывшего имама мечети Абази, отвергнув выдвинутые в его адрес обвинения и предлагая его восстановить в должности. Но сам Абази отклонил предложение и был избран один из его учеников Хеж Мурат.
Престарелая верующая, оправдав в одинаковой степени и имама Абази, и главу Адыгейска Кима Мамиёк, обвинила некоторых прихожан в разжигании конфликта. "Они, в погоне за властью, должностями и привилегиями, минуя Духовное управление, постоянно обращались с необоснованными клеветническими доносами на имама во все инстанции, в том числе и к мэру города. В конце — концов, Мамиёк вынужден был вмешаться и отреагировать на эти бесконечные жалобы", - сказала она.
Напомним, что результатом предыдущего собрания было не только отстранение от должности имама, но и выдвижение против него обвинения в экстремизме и разжигании межнациональной розни и возбуждение уголовного дела. Из мечети для проверки были изъяты хранящиеся там книги, а также 11 флаконов с маслом чёрного тмина. Избранный на пост имама вместо снятого с должности Абази Хизир Каде не имел, в отличие от своего предшественника, ни духовного образования, ни познаний в религии, поэтому джамаат распался.
Все эти события произошли вскоре после избрания нового главы города Мамиёка, бывшего начальника РОВД. Как стало известно из разных источников, имам не поддерживал его кандидатуру, открыто выступая на стороне оппонента избранного главы.
Как сообщил корреспонденту "Кавказского узла" Абази, следствие продолжалось около 11 месяцев, материалы дела составляли 5 томов на 1300 страницах. Были допрошены все жители Адыгеи, знавшие имама, были посланы запросы в Турцию и Югославию, где раньше жил и бывал репатриант. Однако ни одного доказательства его виновности найдено не было.
"Удивительно, что мы каждый раз слышим про жертвы скинхедов, но не знаем ни одного случая их обвинения в разжигании национальной розни. А я, ежедневно призывающий к миру и согласию между людьми, собиравший под своим крылом на проповедях людей десятка разных национальностей, был обвинен огульно в разжигании межнациональной розни и экстремизме" - сказал Абази.
В ходе следствия обвинение в экстремизме и разжигании межнациональной розни были сняты, но уголовное дело не было прекращено. В конечном итоге, 21 августа имам был осужден Теучежским районным судом по статье 238 ч.1 УК РФ за "хранение в мечети в целях сбыта, а также сбыт товаров и продукции, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровью потребителей". Ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
"Продуктом, ставшим причиной моего осуждения, - сказал имам в беседе с корреспондентом "Кавказского узла", - является масло черного тмина. Оно, наряду с оливковым маслом, с древнейших времён широко известно в исламской пророческой медицине и рекомендовано пророком к ежедневному употреблению. В наши дни исследования свойств масла черного тмина проводили научные лаборатории всего мира. Одно из главных его свойств — стимуляция работы естественного иммунитета человека. Иммунно-биологическая лаборатория Южной Калифорнии США подтвердила тот факт, что это масло является идеальным помощником при лечении раковых опухолей".
Отметим, что в приговоре, вынесенном Абази, говорится: "Согласно заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы, проведенной специалистом ФГУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае", на биологически активную добавку (БАД) к пище "Барака" производства "Египет", не представлена информация о происхождении и изготовлении продукции и документы, подтверждающие качество и безопасность для здоровья человека". При этом ничего не сказано о результатах экспертизы относительно состава и качества продукта — её опасности или безопасности для здоровья человека. Повторную же экспертизу изъятых продуктов вряд ли удастся сделать, так как в приговоре сказано: "Вещественные доказательства по делу — 11 упаковок средства "Барака" утрачены при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы".
Имам Абази подал кассационную жалобу на обжалование приговора в Верховный Суд Адыгеи и намерен в случае отказа обратиться в Верховный суд РФ, а затем в Европейский суд.