Как сообщалось ранее, в начале сентября Адыгею посетил корреспондент издания «Джеймстаун Фаундейшен» (США) по северному Кавказу Иван Свентсистский. В ходе поездки он встречался с лидерами общественных организаций, общественными деятелями, которые приемлют или не приемлют идею включения Адыгеи в состав Краснодарского края. По результатам поездки в Адыгею Свентсистский сделал доклад на конференции, состоявшейся в белом Доме в Вашингтоне. Этот доклад полностью опубликован Jamestown. Org. Как следует из него, Свентсистский ознакомил участников конференции с географией и историей адыгов, начиная с периода Кавказской войны 19 века вплоть до наших дней, включая современные общественно-политические события. Последние, в свою очередь, так трактуются журналистом Jamestown Foundation (в переводе с английского):
«Нужно заметить, - говорится в докладе, - что в 90-х годах российские власти были на стороне Адыгеи. 21 мая 1994 года первый российский президент Борис Ельцин отметил 130-ю годовщину окончания Кавказской войны специальным заявлением, которое квалифицировало сопротивление горцев, как борьбу за свободу и справедливость. Ситуация начала меняться в 1991 году, когда Владимир Путин выпустил законодательный акт, где он распорядился убрать все региональные законы, которые по его мнению составляли диссонанс федеральному законодательству. 90 законов, статей, пунктов Адыгской конституции были изъяты. Главный прокурор Адыгеи, который подчиняется Москве, потребовал убрать старый закон о референдуме. Этот закон запрещал решать путём референдума вопрос об изменении статуса Адыгеи. Губернатор Краснодарского края заявил 29 декабря 2004 года, что объединение Адыгеи и Краснодарского края экономически обосновано. Это заявление дало волну протеста в Адыгее. Сразу же адыги объединились перед лицом внешней угрозы. Следствием этого был жесткий протест со стороны «Черкесского конгресса» и «Адыгэ Хасэ» - организаций, которые имеют глубокие корни в Адыгее. «Черкесский конгресс» (руководитель Мурат Берзегов) продекларировал, что его организация обратится за поддержкой к большой черкесской общине Турции, Иордании и Ближнего Востока. Однако прессинг на Адыгею продолжился...
В этом году относительно республики было установлено что-то вроде экономической блокады, чтобы провоцировать массовые протесты русских, живущих в Адыгее и сделать Совмена более податливым.
По сведениям агентства Регнум, Адыгея не получила из Москвы 400 миллионов рублей, которые предполагалось инвестировать в сельское хозяйство республики в этом году, как часть национальной проектной программы. В добавление ко всем существующим проблемам фабрики Адыгеи (Майкопский пивзавод, Гиагинский сахарный завод) испытывают трудности с продажей своей продукции за пределами Адыгеи, в Краснодарском крае. С другой стороны, все попытки черкесско-адыгской диаспоры инвестировать средства в Адыгею, сталкиваются с жестким сопротивлением со стороны российских властей. 30 мая пограничники в Краснодарском аэропорту остановили и отослали обратно в Турцию знаменитого турецкого бизнесмена адыгского происхождения Музафара Дзыба. Бизнесмен хотел посетить Адыгею, чтобы обсудить возможность будущего инвестирования в экономику Адыгеи...
Москва добивается того, чтоб расколоть черкесское общество, провоцировать массовые протесты внутри русского сообщества в регионе и ограничить финансовые возможности Совмена и его людей. Кремль думает, что всё это должно привести к назначению нового лидера Адыгеи, который не будет позиционировать против идеи объединения Адыгеи и Краснодарского края.
Вполне возможно, что этот сценарий будет реализован тем или иным образом. Но нужно понимать, что в этом случае не будет политической оппозиции в Адыгее. Будет только военная оппозиция. Довольно быстро растущий в адыгском обществе процесс исламизации ещё больше усилит её, в случае серьезных политических проблем, связанных с этим назначением. В этом случае, Кремль столкнётся с тем, что в Адыгее будет националистическое вооруженное сопротивление, с исламским запахом».
Напомним, что в данный момент в Адыгее назрел кризис власти, второй в этом году. Первый был вызван заявлением президента Адыгеи Совмена об отставке, сделанном 4 апреля на одном из первых заседаний Госсовета – Хасэ нового созыва. Второй – готовящимся оппозицией Совмена обращением к президенту РФ Владимиру Путину с требованием досрочной отставки президента Адыгеи, о котором заявил руководитель республиканского отделения КПРФ Григорий Сенин.
«Ситуация, сложившаяся в республике, во всех сферах общественно-политической жизни, - сказал Сенин в беседе с корреспондентом «Кавказского узла», - просто нетерпима и недопустима. Мы знаем, что президент практически устранился в последнее время от выполнения своих обязанностей и даже обратился публично с таким заявлением. Но принимает решения президент Российской Федерации.
Насколько мы были информированы, президент Российской Федерации принял решение дать доработать ему до окончания срока. Но мы потом увидели, что вместе с тем он сам (Совмен) и его окружение, используя административный ресурс и своё монопольное влияние на средства массовой информации, решили проводить подготовку общественного мнения в республике, информировать центр о том, что стабильность в республике будет порушена, если президент Совмен... В общем началась агитационная подготовка и мы почувствовали, что это к тому, чтобы он был переназначен на второй срок. Это нас очень насторожило...».
Отметим, что последний кризис власти разгорелся за три месяца до истечения срока полномочий нынешнего президента и выборов нового главы республики. Вопрос о том, согласен ли Хазрет Совмен участвовать в предстоящих выборах, чтоб остаться на второй срок, остается на сегодня открытым.