Парламентская комиссия по вопросам безопасности и обороны представит на осеннюю сессию Милли меджлиса документ с дополнениями и изменениями в закон "О чрезвычайном и военном положении". Как передает агентство "Тренд", об этом сообщил вчера вице-спикер, председатель парламентской комиссии по вопросам безопасности и обороны Зияфет Аскеров на заседании данной комиссии. По его словам, этот закон был принят в 1992 году, и отдельные его положения не соответствуют принятой в 1995 году Конституции Азербайджанской Республики.
Отметим, что принятие поправок и изменений в вышеназванном законопроекте совпадут по времени с проведением внеочередного съезда партии "Ени Азербайджан". А потому уместно было бы сказать, что совпадение этих событий не случайно.
Из мировой, впрочем, как и отечественной политической, практики известно, что предпринимать радикальные шаги накануне выборов популярно среди населения, ибо они, "подмасливая" механизм предвыборной кампании, практически обеспечивают победу. Однако ближайшие президентские выборы, согласно закону, должны состояться лишь через два года. Возникает вполне резонный вопрос: к чему такая расточительность сегодня? При этом следует отметить, что первый этап подготовки к съезду ПЕА уже завершен.
По оценке наблюдателей, после последних парламентских выборов и затяжной болезни Гейдара Алиева в правящей команде появился политический вирус: как на лакмусовой бумажке, стали отчетливо проявляться контуры противостояния в ПЕА. Партия впала в глубокий кризис, в результате которого разногласия между группировками обострились до предела. И все попытки лидера ПЕА покончить с внутрипартийными интригами были тщетны.
Наблюдатели отмечают, что "старую гвардию" представляют влиятельные политики, у которых в данный момент серьезных конкурентов во властных структурах (из числа сторонников И. Алиева) нет. На фоне этого президент должен хотя бы негласно санкционировать атаку на "стариков" с тем, чтобы укрепить позицию своего сына. Этим инструментом и станет съезд, подходящий по всем параметрам.
Как мы уже сообщали, на партийном форуме предусматривается сокращение числа членов политического совета почти в четыре раза. Иными словами, будет проведена партийная "зачистка", и партию покинут лица, не выражающие интересы И. Алиева.
Наблюдатели считают, что подобный шаг предполагает рост количества внутривластных группировок. Некоторые оппозиционные СМИ отмечают, что перепалки во властных структурах к осени этого года достигнут своего пика. И потому нельзя считать случайным озвученные факты коррупции и интриг, ставшие достоянием общественности не без усердия определенных сил.
По мнению аналитиков, созыв внеочередного съезда необходим для продвижения Алиева-младшего по партийной лестнице. Как считают некоторые СМИ, возможно, Алиев-старший уступит пост председателя ПЕА своему сыну. И тогда избрание Ильхама Алиева председателем ПЕА станет его следующим шагом на пути к государственной власти. Целью подобной кадровой ротации является стремление явить обществу Алиева-младшего в качестве серьезного политика, способного управлять многотысячной партией, которого, по всей видимости, мы в скором времени увидим во главе парламента страны. Не случайным видится аналитикам и то, что именно сейчас начали говорить о "третьей силе" в "Ени Азербайджан", которая, в свою очередь, не упустила своего шанса и использовала разногласия между различными внутрипартийными "группировками", преподнеся себя в качестве защитника интересов Ильхама Алиева.
Наблюдатели полагают, что множество различных мнений относительно такого важного вопроса, как преемственность партийной и государственной власти, сделает проведение съезда достаточно проблематичным, так как, по некоторым данным, механизмы решения этого вопроса должны быть определены именно на нем. Словом, вопрос этот завис в воздухе, так как напрямую связан с внутрипартийным соперничеством за овладение сферами влияния.
Наблюдатели полагают, что Алиев-старший не уверен в том, что его план не будет принят "в штыки" "старой гвардией". Поэтому, вынося на обсуждение парламента документы, предусматривающие дополнения и изменения в Закон "О чрезвычайном и военном положении", он "грозит пальцем" "старой гвардии". По оценке наблюдателей, именно эта группа представляет опасность для его плана о "преемственности власти".
Более того, по их же оценке, Г. Алиев пытается устранить со своего пути и оппозицию, которая в настоящее время находится в условиях, оставляющих желать лучшего. Тем не менее Г. Алиев не намерен останавливаться, а готов вести борьбу дальше до полного ее разгрома. И яркая иллюстрация тому усилившееся давление на оппозиционные партии. АМИП лишилась штаб-квартиры, такая же участь ждет "Мусават" и другие партии. Если же предположить, что оппозиция, опираясь на негласную поддержку "старой гвардии", захочет решить проблему с помощью митингов, то Г. Алиев наверняка воспользуется силой Закона "О чрезвычайном и военном положении" и изменит ситуацию в свою пользу.
Следует обратить внимание на то, что в последнее время Г. Алиев предпринял ряд популярных шагов, отвечающих интересам отдельных слоев населения. Среди них указы "О pешении пpоблем pасселения азеpбайджанцев, депоpтиpованных со своих истоpических земель в Аpмении в pезультате этнических чисток, пpоведенных аpмянскими националистами", пpедусматpивающий меpы по социальной pеабилитации азеpбайджанцев, насильственно изгнанных с теppитоpии Аpмении в 1988?92 гг., о помиловании политзаключенных и т.д. Кроме того, глава государства дал распоряжение Государственной нефтяной компании ежемесячно пеpечислять 906 млн. манатов на счет Госудаpственного комитета по делам беженцев и вынужденных пеpеселенцев (последнему он поpучает за счет этих сpедств обеспечить
57 тыс. беженцев необходимыми пpодовольственными товаpами по соответствующим ежемесячным ноpмам).
Однако за этой широкомасштабной форсированной деятельностью проглядывается одна тонкая нить, связывающая главу государства с Алиевым-младшим: Г. Алиев распоряжениями завоевал расположение беженцев, составляющих немалую часть электората. Поэтому можно сделать вывод, что он, зарабатывая предвыборные очки, передаст их в последний момент сыну.