Как сообщал "Кавказский узел", в конце августа и начале сентября 2006 года в небольшом городке Кондопога Республики Карелия произошли массовые волнения, сопровождавшиеся поджогами и разграблением торговых точек и другого имущества, принадлежавшего выходцам из Чечни и других регионов Кавказа. Беспорядки начались 31 августа 2006 г., после убийства в результате драки в местном ресторане "Чайка" в ночь с 29 на 30 августа двоих местных жителей, в котором обвиняются выходцы с Кавказа.
Вечером 2 сентября, в Кондопоге прошел массовый митинг (т. н. "народный сход") с участием приехавших националистов, собравший около двух тысяч человек. На митинге была принята резолюция с требованиями, в частности, выселения из города "всех нелегальных иммигрантов", "закрытия Центрального рынка для представителей не местных жителей" и рекомендацией "всем, кто прибыл после 1991 года из кавказских республик возвращаться домой". Массовые беспорядки продолжались еще несколько дней. Для их подавления в город были введены силы ОМОНа и внутренние войска. За участие в погромах и других правонарушениях было задержано не менее 129 человек. Практически все представители нацменьшинств, в том числе и чеченская диаспора, покинули Кондопогу.
Вячеслав Ферапошкин: Насколько, по-Вашему, в событиях в Кондопоге имела место межэтническая ненависть и как этот момент должен быть учтен правоохранительными органами?
Александр Верховский: Большинство комментариев, отражающих стихийную реакцию зрителей и читателей, которые за эти дни нам пришлось увидеть в интернете, – сводились к тому, что в Кондопоге имело место побоище между русскими и чеченцами. И, хотя этнический состав дравшихся в ресторане "Чайка" не очевиден, - это не столь существенно. Я считаю, что более правильно подходить ко всем этим событиям, начиная с первой драки и кончая погромами и поджогами имущества выходцев с Кавказа, как к последовательности совершенных разными людьми преступлений. Если какие-то люди совершали эти преступления, руководствуясь националистическими, ксенофобными идеями, то значит, эти преступления были совершены, как учит нас Уголовный кодекс РФ, по мотивам национальной ненависти. Это, в равной мере, относится как к тем, кто поджигал какой-нибудь магазин, потому, что он принадлежит приезжим с Кавказа, а не потому, что его владельцы чем-то насолили им персонально, так и к тем, кто совершил 30 августа убийства в ресторане "Чайка". Если верны свидетельства, что приехавшие туда "разбираться" выкрикивали русофобские лозунги - тогда и эти люди виновны в убийстве, совершенном по мотивам национальной ненависти. Хотелось бы надеяться, что прокуратура, таким образом к этому делу отнесется от начала и до конца.
В.Ф.: В чем Вы видите сходства и различия событий в Кондопоге с подобными ситуациями, возникавшими в последнее время в других регионах России?
А.В.: Отличие в том, что в Кондопоге объединились элементы, которые ранее были порознь - раньше всегда какого-то не хватало. Скажем, в г.Сальске Ростовской области все начиналось с такой же криминальной истории с убийствами, потом был митинг жителей с требованием всех выселить, приезд из Москвы лидера Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) Александра Белова - все то же самое, но до погромов не дошло. В г.Харагуне Читинской области в конце июня уже были погромы и тоже уезжали местные жители - представители национальных меньшинств. Но там, все происходило в гораздо более скромном масштабе. Здесь же получилась удивительно политически раскрученная история, в значительной степени потому, что это близко к Петербургу и всем ездить недалече, даже из Москвы. И достаточно оперативно отработано со стороны ДПНИ. Хотя понятно, что это не то, что, мол, приехал Белов, всех сагитировал и случились погромы. Во-первых, они начались до того, как он приехал, а во-вторых, я не думаю, что он кого-то агитировал - он человек осторожный. Его дело было только приехать, изобразить поддержку и тем вселить в людей уверенность в правоте их борьбы.
В.Ф.: Кто же виноват в развернувшихся в Кондопоге трагических событиях?
А.В.: Когда происходит так много событий, в них не может быть кто-то один виноват. Виноваты, безусловно, те, кто преступал закон. Нельзя сказать, что все началось с того, что кто-то затеял драку и они виноваты во всем последующем. Даже, нельзя сказать, что виноваты те местные милиционеры, которые не смогли все это пресечь в зародыше, хотя, их вина более очевидна. Мне кажется, что виноваты, сложившиеся неправильные подходы. Везде, где можно усмотреть этнический конфликт, – он немедленно усматривается. И ладно, если бы это делалось пьяными хулиганами, но это делается, к сожалению, и представителями образованной части общества. Во-вторых, присутствует совершеннейшая толерантность милиции к массовой драке. Это происходит не только в Кондопоге, а повсюду в стране. Если где-то происходит массовая драка – это, в общем, "ничего такого". Как если бы два мужика, что-то не поделили, подрались, потом помирились, обнялись и пошли дальше пиво пить. Хотя, это не одно и тоже. Эти странные привычки правоохранительных органов и доводят до такой вот бесконтрольности, с которой, потом уже, трудно что-то сделать. Думаю, кондопожские власти оказались также недостаточно эффективны: не смогли угомонить жителей города. Хотя в других местах, скажем в упомянутом Сальске, все-таки до погромов дело не дошло, значит, кто-то как-то людей успокоил, хотя, тоже все были на нервах, тоже было убийство – все было очень похоже. Трудно сказать, будут ли сделаны из этого какие-то выводы.
В.Ф.: Каковы на Ваш взгляд результаты, если можно так сказать, кавказских погромов в Кондопоге?
А.В.: Я думаю, после того, как случилась вся эта история с убийствами в ресторане, которую уж конечно никто не планировал, местные люди, - может бизнесмены мелкие, возможно, какие-то криминальные персонажи, которые порадовались счастливой возможности свести счеты с приезжими бандитами, - стали подбивать народ что-нибудь поджигать и собираться на сход. Возможно, это как-то координировалось с активностью местных двух с половиной активистов ДПНИ. Может, это одни и те же люди, я не знаю. Это не так существенно. Собственно говоря, такие события могут произойти без всякого политического антуража. Тут просто антураж добавился, и это стало более значимым событием. А так и говорили бы все, что это просто хулиганство массовое - в городе все с ума сошли. Или пришлось бы признать, что это криминальная история: местные бандиты с чеченскими бандитами выясняли отношения. Теперь же это переведено на другой уровень и интерпретируется по-другому. Соответственно эффект, который события в Кондопоге произвели на всех тех, кто слышал об этой истории, тоже совершенно другой, потому, что это очень широко известная история, которая для погромщиков закончилась, в каком-то смысле, успешно. Они, конечно, пострадали, их побили и это плохо для них, но они своего добились. Все не все, но говорят, что местные кавказцы уехали. Там будет передел собственности - он уже начался - рынок, злополучный ресторан "Чайка", еще что-то. Они могут теперь совершенно открыто приставать к мэру, с требованием пересмотреть вопрос о регистрации приезжих с Кавказа - теперь это стала легитимная повестка дня. Хотя, понятно, что это совершенно противозаконные разговоры. Вот это вот изменение, оно, наверное, не очень устойчивое, но, тем не менее, это явный пропагандистский успех националистов. Понятно, что им по большому счету все равно, что будет в конкретно взятой Кондопоге, но все, кто про это читал и слышал, запомнят, что, несмотря на все трудности - злокозненный ОМОН, предавших русский народ местных руководителей, - все равно люди смогли добиться своего. Я надеюсь, что этого не будет, но, тем не менее, это очень даже может спровоцировать других людей, в других местах на повторение такого сценария. Повторить его не сложно: ОМОН то ведь не сразу приезжает, он в некоторых местах только существует, а местная милиция, как правило, не слишком эффективна.
В.Ф.: Возможно ли, что националисты, воодушевленные успехом в Кондопоге, будут самостоятельно готовить погромы этнических меньшинств в других населенных пунктах страны?
А.В.: Такое, видимо, возможно, хотя, самостоятельно готовить беспорядки, рискованное дело - гораздо выгоднее примкнуть к уже начавшимся. Ведь если найдут зачинщиков массовых беспорядков, то они сядут крепко. Главное, никто их защищать не станет, никакой начальник. Условным сроком тут не отделаешься. Поэтому, все наши националисты очень осторожны в таких случаях. Они могут выступать с патетическими речами, более или менее радикальными. Белов вот аккуратно выступает, кто-нибудь другой - неаккуратно. Но, одно дело - слова, известно, что за слова человек не очень пострадает, а за подстрекательство, которое имело прямые последствия, подвергнется реальному уголовному преследованию. Поэтому, я думаю, никто не захочет этого делать. Да это и не нужно. Такие события, как в Кондопоге, не нуждаются в том, чтобы их заранее сильно планировали - это везде может произойти.
В.Ф.: Как Вы полагаете, что делать властям, чтобы не было подобных инцидентов?
А.В.: Местному начальству, по большому счету, надо милицию воспитывать. Элементарное соблюдение правопорядка, недопущение хотя бы совсем запредельных вещей - тогда половины подобных историй бы не было. Потому, что это безумие, когда люди устраивают побоище, а местный милиционер подходит и говорит: "ну, перестаньте", ему дают по голове слегка и он отходит. Наверное, они не знают, как с этим бороться и не умеют. Я понимаю, что это трудно, но они должны все равно попробовать. Остановить драку с участием трех десятков людей тоже страшно, наверное, но такая у них работа, им за это деньги платят. Потом, когда местные жители говорят, что "все менты куплены чеченцами", я думаю, в половине случаев так и есть: одни куплены одними, другие - другими криминальными элементами. В этом смысле, взяточник - интернационалист, ему все равно у кого брать. Но, искоренить коррупцию за пять минут не получится. Быстро вообще нельзя ничего такого сделать. Единственное, что можно - это стараться не давать раздувать подобные истории и, фактически, подстрекать к их продолжению. У нас, когда пытаются человека привлекать по 282-й статье УК РФ (разжигание межнациональной розни) за слова в какой-нибудь статье, то только в тех случаях, если он такого наговорил, что даже прокурору ясно, что не отвертишься и придется заводить дело. Я не призываю никого сажать в тюрьму, но если пару раз одернуть людей, которые методично в своих изданиях занимаются подстрекательством, то, глядишь, будет потише.
В.Ф.: Как Вы относитесь к выступлениям лидеров Чечни по поводу событий в Кондопоге?
А.В.: Меня совершенно поразила ситуация, когда президент Карелии звонил президенту Чечни с просьбой помочь в урегулировании конфликта. Это дико. Я уверен, что это многие запомнят и это еще отольется. Как будто, есть какое-то племя карельцев и племя чеченцев, и чеченский племенной вождь должен вмешаться и своих подданных наказать каким-то принятым в этом племени способом. Но ничего такого нет в природе. Президент Алханов никакого отношения не имеет к чеченцам, которые живут в Кондопоге. Ими должен заниматься аккурат президент Карелии, и совершенно не нужно для этого привлекать региональные власти с другого конца страны. Даже чрезвычайно политкорректное, очень правильное, по большей своей части, заявление, подписанное Рамзаном Кадыровым, - я очень сомневаюсь, что он сам мог такое написать, - все равно совершенно неуместно. Это не его дело - наводить там порядок и выступать с советами, как наводить порядок в Карелии. Не выступает же по этому поводу губернатор Орловской области. Уже было несколько негативных публичных реакций на выступление Кадырова, и еще будут. А если он втянется (поскольку он теперь любимец начальства) и будет выступать не только по поводу урегулирования ситуации в Ливане, но еще и относительно урегулировании по всей Руси, то это будет иметь плачевные последствия. Если бы ему кто-нибудь объяснил, что у него есть сфера компетенции, где ему разрешили беспредельничать - пусть он хотя бы там и остается. Но, видимо, его кураторы то ли не могут этого объяснить, то ли не удосуживаются. Текст, который для Кадырова написали, он, в определенном смысле, выдающийся по своей правовой направленности. Там есть только одна неувязка, где он говорит, что мы своих граждан в обиду не дадим. Непонятно, чьих это, собственно, граждан он не даст в обиду - жители Карелии никак ему неподведомственны, но, понятно, что кто-то это все спланировал и аккуратно сделал. Но, зачем это надо было? Я теряюсь в догадках. Если воспринимается как норма то, что какие-то люди должны вмешиваться в ситуацию просто по племенному признаку, то именно это восприятие и толкает страну к тому, что люди и будут разбираться друг с другом по племенному признаку. Дурной пример, подаваемый начальством, гораздо более заразителен, чем дурной пример, подаваемый какими-то пьяными хулиганами. Хотелось бы думать, что этот первый эффект, который случился с начальниками, карельскими и другими, пройдет и они вернутся в правовое поле.
5 сентября 2006 года, Москва