Сегодня в Кабардино-Балкарском правозащитном центре прошел "круглый стол" с участием представителей республиканских СМИ, пресс-служб различных ведомств, независимых журналистов, депутатов Парламента Кабардино-Балкарии, общественных деятелей.
Руководитель Центра Валерий Хатажуков обозначил круг проблем для обсуждения - проблема свободы слова в республике, состояние национального телевидения. Выступление журналиста Ларисы Алоевой было посвящено анализу состояния дел на телевидении Кабардино-Балкарии. В республике три государственных телеканала, которые практически дублируют друг друга, ограничиваясь выпусками новостей и музыкальными программами по заказам телезрителей. Профессиональный уровень новостных передач крайне низок - подается факт без комментариев, без оценки или анализа. Телевидение Кабардино-Балкарии, по мнению Алоевой, больше не рассматривается как институт общественного влияния, оно ушло с информационного поля в самый ответственный момент. Телевидение потеряло многообразие функций, связанных с социальной ролью.
По сути, телевидение должно жить и дышать в той сфере, где имеется общественное беспокойство. Такова практика большинства стран, где к телевидению относятся, как к институту общественного мнения. Телевидение Кабардино_Балкарии на сегодня одно из немногих сфер общественной жизни Кабардино-Балкарии, которое уклоняется от понимания собственной функции, считает Алоева
Выступающая вспомнила события 13 октября прошлого года в Нальчике, когда информация шла по центральным телеканалам, а местное телевидение либо молчало, либо давало необъективную информацию. "Мы становимся нацией, которая не имеет собственного голоса", подчеркнула Алоева. На телевидении не стало передач на национальных языках.
Вместо трех телеканалов-карликов Алоева предложила создать единое телевидение с единой базой. Она также предложила разработанную ею концепцию национального телевидения.
Бывший редактор газеты "Кабардино-Балкарская правда" Тазал Машуков говорил о состоянии свободы слова в государственных газетах Кабардино-Балкарии. Он процитировал бывшего Президента республики: "В КБР не должно быть стихийного разброса мнений". Единое организованное мнение поступало ежедневно.
По мнению Машукова, в настоящее время ситуация изменилась, новая власть придерживается провозглашенной ею курса на открытое общество. В "Кабардино-Балкарской правде" стали появляться проблемные статьи. Ему возразил Муртаз Пачев, журналист Кабардино-Балкарского радио, чья передача, выходящая в прямом эфире, была недавно закрыта. О закрытии передачи Муртаза Пачева не написала ни одна из республиканских газет, за исключением независимой "Газеты Юга".
Тазал Машуков говорил также о деятельности пресс-служб, которые "отшивают" журналистов и пишут сами, что, по его мнению, не входит в их функции, а главное не дает объективной картины деятельности той или иной структуры.
Редактор газеты "Заман" на балкарском языке Жамал Аттаев пожаловался на нехватку профессиональных журналистских кадров. Некоторым сотрудникам возглавляемой им газеты уже за 70. А молодые, которые приходят, не владеют даже орфографией и пунктуацией. По мнению Аттаева, абсолютной свободы слова не было, нет, и не будет. "Мы - государственные СМИ, сравнения с негосударственными - некорректны".
По мнению председателя регионального отделения ПП СПС Анзора Шахмурзова, в России выстроена вертикаль власти с однопартийной системой и все это контролируется из единого центра -Кремля. А телевидение - мощный пропагандистский центр и вряд ли власть допустить там какой-нибудь плюрализм. Исходя из этого, то, что происходит с Кабардино-Балкарским телевидением, вписывается в федеральную концепцию и единую политику.
В заключении Валерий Хатажуков подчеркнул, что тот факт, что не стало национального телевидения, передач на кабардинском и балкарском языке, стимулирует сепаратизм, нарушает Конституцию, которая гарантирует право на развитие родных языков, а также противоречит международным нормам.
По итогам "круглого стола" разработаны рекомендации, которые будут направлены в органы власти Кабардино-Балкарии, а также опубликованы в печати.