Обсуждаемое введение в школьную программу предмета "Основы православной культуры", в Адыгее вызвало негативную оценку.
"Я категорически против этого, - высказался корреспонденту "Кавказского узла" директор Панахеской средней школы Тахтамукайского района Нальбий Схаляхо. - Образование должно быть светским. А изучение основ любой религии должно быть не обязательным, как это подразумевается при введении в школьную программу, а строго добровольным и только за пределами общеобразовательного учреждения, в воскресных школах. Тем более недопустимо введение этого предмета в таких школах как наша, где обучаются только этнические мусульмане".
Отметим, что Панахесская СОШ является одной из самых удаленных от районного центра общеобразовательных учреждений, но в то же время одной из самых передовых во многом школ.
Схаляхо известен в Адыгее, как творческая личность, первооткрыватель телевидения в республике. Будучи физиком по специальности, он смог создать школьное телевидение, которое вещало на несколько населенных пунктов, задолго до открытия республиканского телевидения. При этом корреспондентами, дикторами, операторами и монтажёрами этого беспрецедентного школьного телевидения были сами школьники. Схаляхо также известен в системе образования республики как человек, проработавший директором школы рекордно большой срок - 20 лет.
Методист центра дополнительного образования с педагогическим стажем в 40 лет Зоя Григорьевна Гусарова считает, что "Основы православной культуры" можно изучать в школе, но только наряду с изучением других культур.
"Я как историк, - говорит она, - не брала бы православие как отдельный предмет, а включила бы его в общую историю мировой культуры, где оно изучалось бы без сравнивания и сопоставления, чисто познавательно, наряду с другими мировыми культурами".
Рязанское информационное агентство "7 новостей" со ссылкой на Гейдара Джамаля сообщает: "Если это ("Основы православной культуры" - "КУ") изучается, как некая культура - не как Закон Божий, а как культура - то, оскорбляет изучаемую религию, и приучает смотреть на религию профаническими глазами. Как на некое культурное измерение. Это тоже неправильно. Религия - это не культура. Религия - это сверхчеловеческое откровение. Это духовная истина, которая находится вне человеческих усилий, человеческого творческого фактора. Она не является частью человеческой культуры. Когда вера для человека имеет значение как культура, то он все остальное, все проблемы духа, будет воспринимать как весьма относительные, культурные вещи. Как философию, которая является продуктом человеческой деятельности.
В советское время использовалось такое толкование - дикарь боялся молнии, поэтому изобрел себе объяснение. Нужен ли нам возврат к подобному объяснению религии?
То есть, введение обязательного изучения "Основ православной культуры" - это половинчатый шаг. С одной стороны, обязательное православие, вроде бы, такой имперский национализм - "православный, самодержавный и народный". А с другой стороны, старый "совок" протаскивается.
Что касается дореволюционных традиций преподавания предметов, связанных с изучением религии, то в царской России мусульмане и иудеи были освобождены от изучения Закона Божия. Закон Божий изучался только православными, и он не был фактором влияния вообще.
Я считаю, что введение преподавания основ религиозной культуры - преждевременный шаг, и вводить его можно только факультативно. То есть, нужно сделать, чтобы дети изучали свои конфессии вообще за пределами общеобразовательной школы - в воскресных школах.
Другим вариантом решения проблемы могло бы стать создание школ по конфессиональному признаку. Это, во всяком случае, лучше, чем разделять детей внутри школы".
Председатель общешкольного родительского комитета Тахтамукайской СОШ №1 Саида Евтых считает введение предмета "Основы православной культуры" нежелательным. "Для детей итак не хватает часов на изучение математики или других предметов, необходимых для поступления в ВУЗы,- сказала она. - А этот новый предмет будет вестись опять-таки в ущерб другим урокам. К тому же в школах, где по всей России обучаются дети разных вероисповеданий обязательное изучение этого предмета, без изучения других религий неминуемо вызовет напряжение между детьми и между родителями".
Родительница Саламет Тов выразила недовольство тем фактом, что мусульманских детей негде учить своей религии. "Не говоря уже о невозможности изучения ислама в школе, - сказала она, - дети не могут изучать свою религию даже в воскресных школах. Такие школы, действовавшие некоторое время при мечетях в разных населенных пунктах, все закрыты под разными предлогами. Думаю, что в таких условиях обязательное изучение основ православия в школе, в том числе и мусульманскими детьми, будет ущемлением их права на свободу совести".