На юге России нарушаются права цыганского населения. Прежде всего, это касается права на получение образования. К такому выводу пришли эксперты Центра социальной и юридической защиты цыган Санкт-Петербургской правозащитной организации «Мемориал». Исполнительный директор Центра Стефания Кулаева и координатор Ольга Абраменко посетили места компактного проживания цыган-котляров в Волгоградской и Ростовской областях. По мнению Стефании Кулаевой, проблемы цыган связаны с падением их уровня жизни и нежеланием властей помогать интеграции этой части населения. Ситуацию можно изменить в случае принятия Россией как участника ОБСЕ плана действий по проблемам цыган.
-Сколько цыган, по вашим данным, проживает на юге России?
- По нашим подсчетам, на юге России живет около 100 тыс. цыган. При этом официальные данные о численности цыган далеки от реальности. В соответствии с ними всего в России цыган около 182 тысяч. Это очень заниженная цифра — предпоследняя перепись населения показывала, что в стране проживает более 200 тысяч цыган. С тех пор их численность только возрастала — как известно, почти все цыганские семьи — многодетные. В Южном федеральном округе цыгане компактно проживают в Ростовской, Волгоградской области, Краснодарском и Ставропольском крае. Цыгане жили в Чечне, но во время войны многие оттуда уехали. В других республиках Северного Кавказа цыган почти нет. Своеобразную «чистку» провели в Краснодарском крае — оттуда 4 года назад выселили цыган-котляров. Краснодарские переселенцы уехали в Воронежскую область. Больше всего цыган живет на Дону — в Шахтах, Таганроге, Мокром Батае.
- С какими проблемами сталкивается цыганское население чаще всего?
- Дело в том, что в последнее время я занимаюсь мониторингом ситуации в одной этнической группе цыган — кэлдэрари (или котляры). Это особая группа, которая отличается от других, например, от крымов. Котляры — это цыгане молдавского происхождения, которые традиционно занимаются ремеслом, они — лудильщики. Так было в советское время, и сейчас они продолжают оставаться кустарями, при этом их экономическое положение ухудшается: они не могут успешно конкурировать с другими производителями, имеющими более современные технологии и оборудование. Это приводит к тому, что уровень жизни котляров постоянно снижается. Бедность — это общая проблема цыган, и не только котляров. Многим из них часто просто нечем кормить своих детей, они не могут собрать их в школу. И это еще одна серьезная проблема — тысячи цыганских детей сегодня не имеют возможности получить даже начальное образование. В частности, дети котляров или не учатся совсем, или ходят в специальные цыганские классы. Проблема сложная - интегрировать детей цыган не так-то просто: цыгане приходят в школу с плохим знанием русского языка. Поэтому необходимо поэтапное решение проблемы образования, создание дополнительных программ, условий для дошкольного образования. Думаю, необходимо выделение дополнительного финансирования школам, готовым интегрировать цыган.
В Ростовской области мы видели детей, которые рвутся учиться, они признаются, что их самая большая мечта — получить портфель. В Волгоградской области мы разговаривали с директором школы, которая сказала, что не против того, чтобы дети цыган ходили в ее школу, но она не может принять их без учебников. В одной цыганской семье мать просила взять ребенка во второй класс на второй год - купить учебники для третьего класса она не в состоянии. Комплект учебников стоит 1 800 рублей, и мало кто из цыган может приобрести их для своего ребенка. В некоторых школах детей не берут из-за того, что у них нет документов. В результате в массовом порядке нарушается закон об образовании. Безграмотные люди в перспективе не будут иметь шансов найти работу и обеспечить себе достойную жизнь. Еще одна серьезна проблема — легальность. Тысячи цыган не имеют новых паспортов, у них только старые, советские документы. В Шахтах нам рассказывали о том, что местные власти отказываются менять паспорта цыганам. Мы познакомились с семьей, у которой документов нет у тех поколений. Без документов цыгане не могут получить ни работу, ни медицинское обслуживание. Часто им просто никто не хочет подсказать, какие справки нужны для того, чтобы, например, оформить вид на жительство.
Многие цыгане селились на окраине населенных пунктов, самостоятельно построив жилье. Теперь, когда развивается строительство коттеджных поселков, у цыган отбирают землю, так как на нее у них нет необходимых документов. Местные администрации часто также заинтересованы в этом, а отстоять свои права в суде цыганам почти невозможно — против местных властей суды, как правило, не идут.
- Способны ли сегодня цыгане отстаивать свои интересы, создавая общественные организации?
- Несмотря на то, что цыганское общество четко организовано и всем управляет барон, структура действует только на уровне общины, не выходя вовне. Сегодня и профессиональные НПО в России выживают с трудом. К сожалению, национальные организации имеют еще меньше шансов. И поэтому в Ростове нет активно действующих общественных организаций, защищающих интересы цыган. Часто руководители этих организаций не представляют, что конкретно они хотели бы и могли бы сделать для своей общины, где найти средства для своей работы. И поэтому на юге России цыганские организации находятся в стадии становления и развития, они нуждаются в поддержке как в финансовой так и в организационной, как и всем НПО им трудно в новых условиях работать.
- Как часто, по вашим данным, цыгане становятся объектом нападений?
- К счастью, на юге России это происходит реже, чем в Москве или Петербурге. Хотя мы помним дикий случай с нападением и убийством цыган в Волжском. В Шахтах нам рассказывали, как бывший солдат, воевавший в Чечне, «охотится» за цыганами, угрожая убить. Но это, видимо, все же единичный случай, проявление «чеченского синдрома». Вообще во многом положение цыган зависит от того, как к ним относятся местные власти. Если в Архангельской области власти цыган не любят, то их оттуда прогнали. В Волгоградской области отношение к цыганам получше, и это сразу сказывается на их жизни.
- Как, на ваш взгляд, можно улучшить положение цыганского населения?
- По решению ОБСЕ все страны- участники ОБСЕ должны принять план действий по проблемам цыган. В России такой план должен быть разработан Министерством регионального развития. У нас есть надежда, что в случае принятия этого документа в поле зрения властей попадут реальные проблемы цыган. В этом случае власти регионов не смогут игнорировать массовое нарушение прав цыган.