В Лондоне в четверг похоронили бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко, пожелавшего перед смертью быть погребенным по мусульманскому обряду. Литвиненко также завещал перевезти его останки на Кавказ и похоронить там на настоящем мусульманском кладбище, пишет "Коммерсант".
Похороны Литвиненко должны были пройти в пятницу, но британские власти перенесли их на четверг. Присутствовавший на церемонии глава МИД непризнанной Ичкерии Ахмед Закаев сказал, что это в общем-то неплохо: быть похороненным в канун священной для мусульман пятницы мечтает каждый правоверный. Однако, напомним, что Гаусуддин Сиддики, представитель центральной мечети Лондона, где проходила религиозная церемония прощания, накануне сообщил, что Литвиненко не принял ислам, а лишь выражал желание его принять, и было это за 10 дней до того, как его поместили в больницу.
Ранее один из сайтов сепаратистов Чечни сообщил, что незадолго до своей смерти Литвиненко принял ислам. Непосредственно перед смертью над ним были совершены все мусульманские обряды, специально приглашенный мулла прочитал над умирающим Литвиненко суру "Ясин".
Из-за смены даты похорон далеко не все желающие смогли проститься с покойным. Даже некоторые из родственников успели на похороны в последний момент. Последним прилетел в Лондон 24-летний сводный брат покойного Максим, проживающий в Италии. На похороны приехала мать Александра Литвиненко Нина Павловна. Она давно в разводе с отцом Александра Вальтером, но вчера бывшие супруги были рядом. Приехали и дети Александра Литвиненко от первого брака - 24-летний Александр и 14-летняя Соня, а также их мать Татьяна.
В полдень участники похорон разделились. Немусульмане отправились на молебен в часовню, а мусульмане - в центральную лондонскую мечеть на поминальный намаз. Между тем гроба с покойным не было ни в мечети, ни в часовне. Никто не знал, где он находится. Ахмед Закаев сказал, что это знают только в Минобороны Великобритании: "Когда в теле покойного обнаружили полоний-210, то его закрыли в специальный саркофаг и увезли в секретное учреждение Минобороны". Оттуда, по словам Закаева, гроб на спецтранспорте под охраной доставили прямо на кладбище, пишет NEWSru.com.
Пока шел поминальный молебен Вальтер Литвиненко сидел у мечети. По его словам, он не удивлен, что Александр обратился к исламу. Литвиненко-старший сказал, что его сын давно к этому шел, и что он с уважением относится к его выбору.
После того как молебен закончился, участники похоронной процессии расселись по машинам и направились в сторону старинного кладбища, расположенного в районе Хайгейт. Здесь похоронены Карл Маркс и автор романа "Дракула" Брэм Стокер. Это мемориальное кладбище давно закрыто, хоронят только в фамильных склепах, но для Александра Литвиненко сделали исключение.
На кладбище прибыл и Борис Березовский, пишет "Коммерсант". Его лимузин сопровождал джип с охраной. Вначале Березовский подошел к вдове Александра Литвиненко Марине и выразил ей соболезнование. Потом - к первой семье Литвиненко. Дочь Литвиненко Соня спросила у Березовского, правда ли, что отец принял ислам. Березовский сначала сказал: "Да", но потом поправился: "Вы знаете, мне он об этом ничего не говорил. Я сам крещеный и знал Александра тоже как крещеного христианина. Но я думаю, - продолжал Березовский, - он сделал это скорее из солидарности с чеченцами, с которыми руководство России обходится несправедливо". Березовский напомнил, что во Вторую мировую войну датчане в знак протеста против насилия фашистов над евреями носили повязки с шестиконечными звездами.
Собравшихся пригласили к могиле только через час после того, как приехал катафалк с гробом. Два мусульманских священника снова совершили обрядовую молитву. Находившийся тут же мулла вновь стал читать молитву. Она оказалась длинной, почти на полчаса.
Единственным, кто выступил у могилы, был отец покойного Вальтер Литвиненко. Он говорил долго, вспоминая о последних часах и минутах, проведенных рядом с сыном. Он напомнил, что его сын очень остро переживал несправедливость, и объяснил, почему Александр убежал из России. По словам господина Литвиненко, его сын "оставил службу в ФСБ и перебежал за границу только тогда, когда в этой организации появились подлецы". На этом церемония на кладбище закончилась. Закапывали гроб уже без родных и близких покойного.
Все участники похорон затем переместились в здание, где находился мемориальный зал. Именно там близкие и друзья покойного выступили с речами. Первым слово предоставили Березовскому. Он сказал, что очень хорошо относился к покойному, вспомнил его лучшие качества и закончил выступление фразой: "Мы не мстительны, но не забывчивы".
Затем выступил Владимир Буковский. Он критиковал премьера Великобритании Тони Блэра, который, комментируя смерть Александра Литвиненко, сказал, что для правительства страны приоритетом являются хорошие отношения с Россией. Буковский расценил это как предательство со стороны властей Великобритании по отношению к ее подданному Александру Литвиненко.
Ахмед Закаев напомнил собравшимся завещание покойного, который, по его словам, попросил, когда это будет возможно, перевезти его останки на Кавказ и похоронить там на настоящем мусульманском кладбище. Закаев сказал, что когда-нибудь исполнит просьбу друга: "Если я это не успею сделать, то завещаю это сделать своим сыновьям и внукам".
Бежавший в 2000 году в Великобританию и получивший в октябре этого года британский паспорт Литвиненко скончался вечером 23 ноября в больнице Университетского колледжа Лондона. Специалисты британского Агентства по охране здоровья обнаружили в его теле следы радиоактивного элемента полония-210, которые затем также были найдены в местах, которые Литвиненко посещал 1 ноября - ресторане Itsu и отеле Millennium в центре Лондона, а также в его доме в районе Мазвелл-хилл на севере британской столицы. Следы отравляющего вещества обнаружены также в офисе Бориса Березовского и трех самолетах Boeing-767.
Как сообщал "Кавказский узел", 1 ноября Александра Литвиненко встречался со своим информатором Марио Скарамеллой. Литвиненко сообщил, что Скарамелла передал ему документы, в которых содержатся сведения об убийцах журналистки Анны Политковской. По словам Литвиненко, некоторые упомянутые там фамилии сотрудников ФСБ были ему известны.