09:06 / 14.12.2006Самир Хотко: 450 лет назад Адыгея не вошла в Россию

В Адыгее продолжается обсуждение объявленного на следующий год празднования 450-летия добровольного вхождения Адыгеи в состав России.
 
Тема 450-летия присоединения Адыгеи к России для Адыгеи является казусом, сказал в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" известный в Адыгее учёный-историк Самир Хотко.

Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнологии и народного искусства Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований (АРИГИ) Самир Хотко - автор ряда исследований, книг и монографий, посвященных различным периодам адыгской истории: "Черкесские мамлюки", "Генезис черкесских элит в султанате Мамлюков и Османской империи", "Очерки истории черкесов от эпохи киммерийцев до Кавказской войны", "История Черкесии в средние века и новое время", "Островная цивилизация Черкесии".
 
"Причины этого казуса кроются у нас здесь, в Адыгее, - сказал Хотко - в повседневности политической, общественной и научной тоже. Я думаю, что празднование так называемого 450-летия присоединения (или вхождения) Адыгеи к России - это не инициатива российского правительства или президентской администрации. И уж точно не Академии наук России, потому что как раз таки из РАН я видел справку о том, что добровольного вхождения адыгов в Россию в период Ивана Грозного не было и не могло быть. Автор этой справки - крупный специалист по истории Юга России, ногайско-российских отношений того периода В. В. Трепавлов. На сегодняшний день он один из крупнейших исследователей по истории России XVI века. Его специализация, естественно, предполагает доскональное знание северокавказской истории.
 
Если взять в целом ход развития этой темы в Адыгее, то мы видим следующее. В 1963 году вышло в свет крупное исследование на тему российско-северокавказских отношений как раз периода XVI - начала XVII веков Е. Н. Кушевой. Её книгу я недавно перелистывал. Мне было интересно узнать мнение специалиста по этому вопросу, писавшего как раз в те годы, когда отмечалось 400-летие "добровольного вхождения" адыгов (Кабарды, Черкесии, Адыгеи) в состав централизованного русского государства или Московского царства.

Так вот, у Кушевой я не обнаружил ни одной строчки, связанной с этой темой. У неё содержится детальнейший анализ посольств адыгских князей: состава, причин, результатов совместных военно-политических акций русского государства и адыгских князей против Крымского ханства и Турции. Но плакатных строчек, своеобразного лозунга - "добровольное вхождение" - у неё нет совершенно. Ни одним словом она не обмолвилась на эту тему. Единственно, что в главе, посвященной Адыгее, она одним предложением указывает, что "юбилей событий 50-х годов XVI в. был отмечен в 1957 г. как общий праздник 400-летия присоединения адыгских народов Северного Кавказа к России". Буквально одно предложение и она не комментирует его ни до, ни после. Просто, видимо, её попросили отдать должное случившемуся факту этих юбилейных торжеств в автономиях, и она это сделала. И в главе по Кабарде то же самое. Она детально всё анализирует и сама оценивает это как военно-политический союз, как налаживание политических отношений. И буквально, тоже очень искусственно, стоит безоценочное предложение, которое не имеет связи ни ниже, ни выше сказанному: "Дата июль 1557 г. была отмечена в июле же 1957 г. как юбилей 400-летия добровольного присоединения Кабарды к России".

Потом в 1990 году вышла последняя книга по политической истории адыгов позднего средневековья, написанная представителем центральных научных учреждений А. М. Некрасовым. Это очень основательное исследование, которое практически закрывает эту тему. Некрасов всесторонне исследовал все аспекты международного положения Черкесии первой половины XVI века. И, опять-таки, и у этого автора мы не находим в его анализе и намёка насчёт "добровольного присоединения" или "вхождения". А после 1990 года академическая историография, центральные институты нашей исторической науки полностью потеряли интерес к политической истории адыгов, и исследований уже не было. Ни одно исследование, посвящённое периоду XV-XVI веков, не выходило в свет. Основной темой, которая обсуждалась в региональной и центральной историографии была Кавказская война. А эти проблемы отошли полностью на задний план.

Но они не оказались выброшенными региональной адыгской историографией. Адыгские историки, нужно отдать им должное, не отказались от анализа этих проблем. Все наши ученые, которые специализируются на российско-адыгских отношениях этого периода, сохранили эту тему в своих трудах, но они её переформулировали как военно-политический союз. Это широко обсуждалось на наших конференциях.
 
Кстати говоря, в этой последней справке В. В. Трепавлова 2006 года отмечается, что "появившаяся в последние годы в региональном кавказоведении формулировка "военно-политический союз", на наш взгляд, гораздо более адекватно отражает характер адыго-русских отношений до конца XVIII в.". И заключительный вывод от Трепавлова: "Таким образом, мы полагаем, что 450 лет назад произошло не присоединение Адыгеи к России, а установление между ними союзнических отношений".
 
Да, может быть этот союз неравномерный, потому что ясное дело, что Московское царство большое, с большим количеством ресурсов, армией. А адыгские княжества уступали в этом плане сильно, но, тем не менее, это были союзнические отношения, и интерес был обоюдный. И как раз эта формулировка - "военно-политический союз" - на мой взгляд, является единственно верной, для того чтобы мы отмечали это событие.
 
Но при этом, то, как мы должны отмечать это событие не должно приписываться сверху в стиле: "я повелеваю вам радоваться". Тут просто-напросто само общество должно выработать форму того, как оно отметит эту дату. Это могут быть научные региональные, общероссийские или даже международные конференции, посвящённые данным событиям. Это могут быть документальные, художественные фильмы на эту тему.
 
Но если это опять превратится в собрание "партхозактива", когда 200-300 человек в здании филармонии будут просто слушать речи за трибуной и аплодировать, а народ, как всегда, останется за бортом - то такая форма не приемлема.

Причём, отмечая дату установления военно-политического союза Адыгеи с Россией надо соблюдать чувство меры. Трагедия Кавказской войны, хотя и не снижает значимости этих событий, но заслоняет их от нас. Масштаб исторического явления хоть и не малый, но он уступает большому количеству других явлений в истории адыгов. Для наших предков это было очень важно, поэтому союз и состоялся, но гипертрофированно преподносить эту тему ни в коем случае нельзя, хотя бы потому, что период, о котором идёт речь, длился всего 9 лет. По Кабарде ситуация существенно иная. Но типологически всё-таки та же.

Если же мы будем говорить лозунговыми предложениями о "добровольном вхождении", тогда мы просто логически обязаны будем сказать и о выходе. Связи между западноадыгскими князьями и Иваном Грозным начались в 1552 году и завершились полностью в 1561. После этой даты ни один чиновник московского правительства, ни один дьяк, ни один воевода не приезжал в Западную Черкесию, как это было до этого. И ни один адыгский князь уже не ездил в Москву.

Более того, почти все западноадыгские князья, которые находились в Москве в этот период, переориентировались на Речь Посполитую - на польско-литовское государство и отъехали в столицу Речи Посполитой в Краков ко двору короля Сигизмунда II Августа. И жанеевские князья потом именно с ним поддерживали союзнические отношения. После 1561 года мы не обнаруживаем ни единой совместной боевой акции России и Западной Черкесии. Мы можем совершенно точно сказать, что последний год политических связей между Западной Черкесией и Москвой это 1561 год.

Если ты говоришь когда ты вошёл, то надо сказать и когда ты вышел. Иначе просто вся остальная история приобретает некий характер фантасмагории. Получается тогда, что Кавказская война - это гражданская война, внутри одного государства, потому что мы, якобы уже 450 лет в составе этого государства. С какой стати тогда вообще воевали? То есть всё принимает гротескный, фантасмагорический характер".

"Ситуация с запланированным празднованием 450-летия добровольного вхождения Адыгеи в состав России показывает насколько сегодня чиновники игнорируют историческое сообщество. Могли бы, честно говоря, и посоветоваться с нами", - сказал Самир Хотко.

Напомним, как сообщает ИА Regnum, полпред в ЮФО Дмитрий Козак, оценивая состояние экономики Адыгеи на прошедшем заседании Госсовета - Хасэ РА, высказал критику в адрес нынешнего руководства республики: "Сегодня Адыгея незаслуженно занимает не лучшее место в ЮФО и в стране по уровню социально-экономического развития. Между тем благоприятный климат и выгодное экономическое положение, а самое главное - трудолюбивый народ Адыгеи, - дают все основания претендовать на амбициозное первое место в экономике, соответствующее "01" номеру региона.

В заключение Дмитрий Козак подчеркнул, что центр готов оказывать финансовую поддержку Адыгее, и ему известно о дефиците бюджета республики на 2007 год. В этой связи полпред напомнил, что "федеральный бюджет выделяет немалые средства на празднование 450-летия добровольного вхождения Черкесии в состав России, однако найти поддержку этим предложениям было довольно тяжело".

Отметим, что по указанным историком данным, установление союза западных адыгов с Россией приходился на 2002 год. В следующем же году мы будем иметь дело не с 450-летием установления отношений с Россией, а с 455-летием.

"Если Центр действительно хочет оказать финансовую помощь Адыгее, - сказал в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" источник из парламента Адыгеи, не захотевший афишировать своё имя, - то для этого существуют вполне конкретные способы и методы, направленные на преодоление дефицита бюджета. Есть определённые статьи расходов на образование, культуру, развитие сельского хозяйства и т.д, куда можно направить дотации. Но когда при всём дефиците бюджета выделяются немалые средства не на развитие какой-то отрасли, а на празднование даты, не существовавшей в истории или уже прошедшей давно, то невольно напрашивается мысль: кому и зачем это надо?"

Автор:Асия Салямова, корреспондент "Кавказского узла"