"Я был уверен в своей правоте все эти десять лет, - сказал в эксклюзивном интервью корреспонденту "Кавказского узла" в Волгограде Анатолий Карман, волгоградский журналист и бывший редактор газеты "Городские вести". - Мой опыт в журналистике насчитывает не один десяток лет, и ни тогда ни сейчас я не позволил бы себе в публикации со страниц средства массовой информации огульных обвинений в чей-либо адрес, голословного навешивания ярлыков. Да, мною как журналистом было высказано собственное мнение. Но журналист имеет право давать собственную оценку происходящему. Именно это право я и отстаивал в течение десяти лет в судах различной инстанции".
"Не скрою, иногда после очередного решения суда, вынесенного в пользу Терентьева, у меня опускались руки. Иногда я задумывался над тем, что, возможно, все это не стоит таких усилий. За это время многое менялось и вокруг: порой на фоне межнациональных конфликтов - погромы на рынках, избиения иностранных студентов, убийство цыганской семьи - порой на фоне этих реальных событий слова, напечатанные в "Колоколе", казались наименьшим злом. Но не надолго. Ведь кому, как ни мне - журналисту и редактору знать, что слово может вызвать небывалый резонанс", - заявил Карман.
"Однажды пару лет назад я даже специально взял в руки очередной номер этой газеты. Перелистал его, наверное, с тайной надеждой на лучшее. Но увидел: ничего не изменилось! Все тот же слог, все те же откровенные экстремистские идеи - от первой страницы до последней, в каждой статье, в каждой заметке, в каждой строчке! Бей тех, бей этих, спасай Россию. И такая газета уже много лет существует и продается в Волгограде в газетных киосках, да еще выкладывается на самые видные места. Ну, скажите, как еще можно было назвать редактора такой газеты? Я думаю, что я дал ему еще весьма интеллигентную характеристику", - заявил волгоградский журналист.
"И вот, только спустя десять лет мне удалось отстоять права журналиста на высказывание собственного мнения - обдуманного и обоснованного. Очень жаль, что такое право за российским журналистом было признано только в Европейском суде. А ведь до этого мне, разумеется, пришлось пройти все отечественные инстанции - от районного и областного судов до прокуратуры", - сетует журналист.
"К сожалению, мой опыт показал то, что в нашей стране человек, который цитирует на страницах средства массовой информации Гитлера, который годами пропагандирует антисемитизм и разжигает межнациональную рознь, может считать себя морально ущемленным, когда кто-то в открытую назовет его деятельность своими словами, - утверждает Анатолий Карман. - Назовет белое - белым, а черное - черным. Мне искренне жаль, что это происходит в стране, народ которой в свое время защитил от фашизма всю Европу. Увы, теперь нам приходится искать правды и защиты у европейцев".
По словам Кармана, судебные разбирательства на этом не закончены. В ближайшее время он намерен инициировать пересмотр того самого дела по иску Терентьева, которое рассматривалось Советским районным судом Волгограда. "Мы с моим адвокатом хотим дать понять общественности, что кроме тех оценок, которые дают властные и судебные инстанции, есть еще высшая, нравственная оценка. И она должна восторжествовать", - пояснил Анатолий Карман.
Напомним, что 14 декабря Европейский суд по правам человека рассмотрел жалобу бывшего главного редактора газеты "Городские вести" (Волгоград) Анатолия Кармана по поводу нарушения судебными властями Российской Федерации статьи 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (право на свободу выражения мнения).
Поводом для жалобы послужило решение Советского районного суда Волгограда от 10 августа 2001 года, которым был удовлетворен иск о защите чести и достоинства редактора газеты "КолоколЪ" Станислава Терентьева к концерну "Городские вести" и Анатолию Карману.
Повод для иска - статья "В слепом угаре", опубликованная в газете "Городские вести" в сентябре 1994 года, в которой Терентьев был назван "местным неофашистом".
Газета "Колоколъ" систематически печатала материалы экстремистского и антисемитского содержания. Терентьев также не стеснялся цитировать Гитлера. Терентьев утверждал, что данная ему характеристика не соответствовала действительности и опорочила его.
Материалы газеты "КолоколЪ" неоднократно комментировались как в местной, так и в общероссийской прессе, при этом им давалась единодушная и однозначная оценка как экстремистских и профашистских.
Кроме того, они были предметом рассмотрения в Судебной палате по информационным спорам при Президенте РФ. Согласно экспертному заключению Судебной палаты " 1 (5) от 20 января 1995 года авторы газеты "КолоколЪ" активно используют признак национальной принадлежности с очевидной целью пропаганды антисемитизма, газета используется в целях разжигания социальной и национальной нетерпимости и розни. Экспертное заключение было направлено в Генеральную прокуратуру РФ, которая затем возбудила в отношении Терентьева уголовное дело по соответствующей статье УК РФ.
В ходе расследования этого дела были проведены четыре экспертизы, одну из которых, в частности, проводил эксперт Н. Гиренко, впоследствии убитый в своей квартире, как полагают, именно доморощенными фашистами.
В ходе дополнительного расследования Волгоградская областная прокуратура уголовное дело в отношении Терентьева прекратила, сославшись на заключение местных экспертов, которые в материалах газеты "КолоколЪ" ничего предосудительного "не усмотрели".
Гражданское дело по иску Терентьева неоднократно рассматривалось в различных судебных инстанциях. На протяжении 1995-2000 годов суд первой инстанции дважды удовлетворял иск Терентьева, однако эти решения отменялись вышестоящими судебными инстанциями.
Последним решением суда от 10 августа 2001 года исковые требования были снова удовлетворены: в пользу истца с ответчиков было взыскано 30 тыс. рублей в возмещение "морального вреда".
Это решение было оставлено в силе Волгоградским областным судом, а все надзорные жалобы ответчиков были отклонены, после чего Анатолий Карман и обратился с жалобой в Европейский суд.
Постановлением Европейского суда от 14 декабря 2006 года " 29372/02 было признано, что судебные власти РФ нарушили право журналиста А. Кармана на свободу выражения мнения, предусмотренное статьей 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В пользу заявителя с Российской Федерации взыскано 1000 евро, которые должны быть ему выплачены в течение трех месяцев, говорится в сообщении Фонда защиты гласности, полученном редакцией "Кавказского узла".