30 октября мусульмане Адыгеи отметили один из двух основных праздников Ислама - Курбан-Байрам. Он связан с ритуалом хаджа, последний день которого завершается ритуалом жертвоприношения, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
Напомним, как сообщалось ранее, в соответствие с решением муфтията России праздник жертвоприношения в этом году намечалось отметить 31 декабря. Однако, как сказал корреспонденту "Кавказского узла" имам Майкопской соборной мечети Анзор Дзеукожев, прихожане мечети настояли на праздновании Курбан-Байрама 30 декабря. Как объяснил Дзеукожев, такое решение было принято во всем исламском мире и в большинстве республик Кавказа. Курбан-Байрам продлится 3 дня, но праздничная молитва состоялась 30 декабря.
По установившейся традиции, (не религиозной, а светской - прим. "Кавказского узла") ежегодно поздравить верующих с праздником, в мечети собираются вместе с представителями Духовного управления мусульман Адыгеи члены правительства республики, Адыгейской и Майкопской епархий. Не стал исключением и нынешний год. Выразить свои поздравления перед началом праздничной молитвы собрались в мечети Епископ Майкопский и Адыгейский Пантелеймон, исполняющий обязанности премьер-министра Адыгеи и министр внутренних дел республики. Свое поздравление верующим направил президент Адыгеи Хазрет Совмен, отметив, что мусульмане Адыгеи являют собой пример толерантности и уважительного отношения к представителям всех конфессий.
Отметим, такая традиция поздравлений в мечети не является установленной в исламском мире и не распространена в других Северо-Кавказских республиках. Родилась она в момент открытия Майкопской соборной мечети и продолжается по сей день.
Что касается традиции приносить в жертву животное - основного ритуала праздника - то она восходит ко временам пророка Ибрахима (Авраама).
Обряд жертвоприношения животного был призван положить конец существовавшему во времена Авраама языческому варварскому обычаю принесения в жертву идолам своих детей.
Суть ритуала принесения в жертву животного носит для мусульман не мистический и культовый характер, а благотворительный. По установлению религии мясо жертвенного животного делится на три равные части. Одна часть остается в семье, другая - отдаётся родственникам, соседям и близким. Третья - бедным и нуждающимся.
В Майкопе и других населенных пунктах Адыгеи жертвенные бычки и барашки были приобретены на благотворительные средства мусульман. Их мясо после жертвоприношений было роздано больным, малоимущим и нуждающимся.