17:38 / 02.12.2006Власти Краснодарского края препятствуют изучению адыгского языка в школах

Власти Лазаревского района Краснодарского края вытеснили из школы изучение адыгского языка в местах компактного проживания причерноморских адыгов - шапсугов. Об этом сообщил корреспонденту «Кавказского узла» председатель Адыгэ — Хасэ - общественного парламента причерноморских адыгов — шапсугов, уполномоченный представитель коренной малочисленной этнической общности причерноморских шапсугов, почетный член Адыгской Международной Академии наук Маджид Чачух.

Лидер общественного парламента причерноморских адыгов считает, что начальник отдела по образованию Лазаревского района Светлана Кириченко, сделала осознанно и целенаправлено всё возможное, чтобы изжить изучение адыгского языка в школе. При этом делалось это не в открытую, а подспудно.

«Требования, которые предъявлялись к учителям кружковой работы, а также условия, в которые они были поставлены привели в конечном итоге к тому, что все учителя разбежались, - сказал Маджид Чачух. — Приведу примеры того, как это делалось.  Регулярно кружки по изучению адыгского языка посещала прокуратура с проверками на предмет посещаемости кружков. От детей, обучающихся родному языку требовались дополнительные медицинские справки, как будто они не учатся в одной школе вместе с другими детьми. Учителям — кружковцам работа не записывалась в педагогический стаж, а разряд им устанавливался ниже чем они имели на самом деле и платили соответственно мало. К примеру, учителям с 14 — 15 разрядом, записывался 10 разряд по кружковой работе. Преподавателей должны были брать ежегодно на работу 1 сентября и увольнять 30 мая.

Таким образом, втиснутый в рамки кружковой работы, проект по изучению адыгского языка с самого начала был обречён. Но, зная это, никаких дополнительных условий для изучения и преподавания адыгского языка в школах властью не было предусмотрено.

Вдобавок ко всему ввели нормативно — по - душевое финансирование уроков адыгейского языка и предъявлялось требование, чтобы в каждой группе было не менее 15 человек. А это возможно было только если вместе учить детей разного возраста: и первоклашек и десятиклассников, что, конечно же, было недопустимо. В конечном итоге кружки распались и многолетние усилия общественности причерноморских адыгов по внедрению в школы адыгского языка оказались напрасными. Всего же на два района — Лазаревский и Туапсинский, обучению родному языку подлежит около 800 детей».

«Положение с адыгским языком в причерноморской Шапсугии стало на грань национальной катастрофы: подрастающее поколение уже не знает своего родного языка, а отсюда теряет и свой менталитет, свою культуру и самобытность, - сказал Чачух».

Отметим, что шапсуги некогда были самым многочисленным субэтносом адыгского народа. Численность шапсугов до Кавказской войны 19 столетия составляла по архивным данным около 300 000 человек. После окончания войны в 1882 году по материалам Всероссийской переписи на своей родине оставалось — 3 381 человек, то есть, чуть больше 1%. Остальные либо были уничтожены в ходе войны, либо выселены в Османскую Турцию по окончании Кавказской войны.

Сейчас адыги — шапсуги проживают в двух разных территориально-административных делениях — Республике Адыгея и Краснодарском крае. Причём, основную массу составляют причерноморские шапсуги, проживающие в пределах Краснодарского края. Если в Тахтамукайском районе Адыгеи шапсуги живут компактно всего лишь в четырёх аулах: Афипсипе, Хаштуке, Панахесе и Псейтуке, то в Лазаревском и Туапсинском районах Краснодарского края насчитывается 14 шапсугских аулов.

Напомним, что основным аргументом против объединения Адыгеи с Краснодарским краем, сторонники суверенитета Адыгеи выдвигают угрозу потери вместе с государственностью, языка, культуры и самобытности народа. Пример причерноморских адыгов — шапсугов, проживающих в Краснодарском крае показывает, что эти опасения небезосновательны.

Как сообщил корреспонденту «Кавказского узла» председатель общественного парламента причерноморских адыгов - шапсугов Маджид Чачух, проблемы имеются не только с изучением родного языка, но и с выходом газеты «Шапсугия» - печатного органа причерноморского отделения черкесской ассоциации Адыгэ Хасэ Туапсинского и Лазаревского районов Краснодарского края. Газета за время её выхода стала символом сохранения и развития коренной малочисленной этнической общности причерноморских шапсугов. В связи с прекращением с 1 января 2005 года бюджетных дотаций «Шапсугия» оказалась в сложнейшем финансовом положении, грозящем прекращением ее выпуска.

Как сообщалось в информации «Кавказского узла», в 1991 году тиражом в 10 тыс. экземпляров вышел первый номер газеты "Шапсугия", который, как и несколько последующих номеров, был распространен бесплатно в Краснодарском крае, Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республиках. Появление газеты "Шапсугия" стало событием, благодаря которому впервые стали достоянием широкой общественности глубокие проблемы сохранения и развития шапсугской этнической общности на своей исторической родине.

Достигнутый газетой "Шапсугия" уровень работы во многом стал возможен благодаря поддержке администрации и Законодательного собрания Краснодарского края, которыми на протяжении ряда лет в краевом бюджете на реализацию программы социально-экономического и культурного развития коренной малочисленной этнической общности причерноморских шапсугов ежегодно предусматриваются финансовые средства в размере 2 млн. рублей, часть из которых согласно смете расходов, утверждаемой с участием общественного парламента Адыгэ Хасэ, направлялась на оказание финансовой помощи газете "Шапсугия".

По сообщению AdygeaNatPress, Департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края газете было отказано в такой поддержке со ссылкой на ст. 2 Закона Краснодарского края от 3 марта 1997 года "О государственной поддержке средств массовой информации Краснодарского края", согласно которой государственная поддержка оказывается только редакциям средств массовой информации, внесенным в краевой реестр средств массовой информации, а потому "государственная поддержка негосударственным СМИ причерноморских адыгов-шапсугов не представляется возможным".

Как сообщалось в информацмии ИА Regnum со ссылкой на редактора газеты «Шапсугия» Анзора Нибо, власти Краснодарского края под явно надуманными предлогами отказали в финансировании "Шапсугии", открыто говорившей о проблемах в регионе и отстаивавшей собственную точку зрения по наиболее острым общественно-политическим вопросам.

Благодаря поддержке Президента Адыгеи Хазрета Совмена, сообщает корреспондент «Кавказского узла», выделившего "Шапсугии" в мае 2005 года 500 тысяч рублей, издание, смогло благополучно завершить прошлый год. В нынешнем году «Шапсугии» оказал помощь президент Кабардино-Балкарии Арсен Коноков. Дальнейшая судьба газеты остаётся неизвестной.

Автор:Асия Салямова, корреспондент "Кавказского узла"