Общественные организации Адыгеи осуждают произошедший 4 марта в Майкопе и Белореченске (Краснодарский край) погром игорных салонов, но вместе с тем считают, что данная акция спровоцирована не соблюдением закона самими салонами, а также бездействием правоохранительных органов по отношению к этим заведениям. Такая резолюция была вынесена сегодня на совместном заседании общественных организаций республики, приглашенных руководством движения "Адыгэ Хасэ".
В обсуждении приняли участие представители исполнительной, законодательной власти республики, а также МВД Адыгеи. Вел заседание заместитель председателя исполкома "Адыгэ Хасэ", вице-президент Международной черкесской ассоциации Нальбий Гучетль. Он попросил, в частности, первого заместителя министра внутренних дел Аскера Тлехатука внести пояснения о произошедшем, поскольку никто из собравшихся не обладает достоверной информацией.
По словам замминистра, погром организован молодежью Майкопа в 16-17 часов 4 марта. Нападение совершено на 10 игорных салонов в Майкопе и 4 - в близлежащем к нему Белореченске. В нападении, по предварительным данным, участвовало примерно 130 человек. Они были на машинах, которых насчитывается порядка 28.
В салонах разбиты сами игорные автоматы, окна, двери, зеркала и иное оборудование. Нанесенный ущерб пока не подсчитан, сейчас задержано 10 человек, по которым возбуждены уголовные дела.
Есть заявления владельцев салонов и обслуживающего персонала, сказал также Тлехатук, что некоторые из разгромленных салонов были попутно ограблены.
Глава Совета безопасности при президенте Адыгеи Хизир Чич отметил в своем слове, что расследование данного дела взято под личный контроль главой республики Асланом Тхакушиновым. Это означает в частности, пояснил он, что президенту будет докладываться о ходе расследования ежедневно.
Зампредседателя исполкома "Адыгэ Хасэ" напомнил собравшимся, что по игорному бизнесу в республике общественные организации Адыгеи примерно в этом же составе проводили совещание в августе прошлого года. Тогда присутствовавшим на обсуждении депутатам Госсовета - Хасэ была адресована просьба выступить с законодательной инициативой по запрещению или существенному ограничению данного вида бизнеса. И такой закон был принят в октябре того же года, отметил Гучетль.
Для пояснений по закону слово было передано председателю комитета Госсовета - Хасэ республики по законодательству и законности Анатолию Осокину. По его словам, полный запрет игорного бизнеса в то время был невозможен - это противоречило бы федеральному законодательству. Поэтому парламент мог лишь ввести ограничения. Что и было сделано.
Так, по словам Осокина, в Адыгее игорные салоны могут быть открыты только в городах - Майкопе и Адыгейске. Работать они могут лишь в ночное время - с 23 часов до 6 утра. Салоны могут быть открыты лишь в капитальных сооружениях с не меньшей "рабочей" площадью, с не меньшей удаленностью от учебных заведений, чем это указано в законе. И эти республиканские нововведения на сегодняшний день подтверждены федеральным законом, сказал в дополнение глава парламентского комитета.
"Коротко сказать, - подытожил выступление своего коллеги депутат Госсовета - Хасэ Адам Богус, - ни одно игорное заведение республики не соответствует введенным стандартам, и все они должны были быть закрыты несколько месяцев назад. А это в свою очередь значит, что преступление спровоцировано бездействием власти".
При этом Богус подчеркнул, что не намерен оправдывать погромщиков. Но и бездоказательно утверждать, что во время погромов были грабежи, нельзя. По его сведениям, этого не было. Это, сказал он, - социальный протест молодежи. И она, эта молодежь, не раз заявляла о проблеме, но не была услышана, подчеркнул депутат.
На заседании образована общественная комиссия по взаимодействию со следственными органами, занятыми данным делом. Присутствующим депутатам предложено инициировать парламентские слушания, на которые с отчетами по этому делу были бы приглашены представители исполнительных структур власти и руководство МВД Адыгеи. Также принято решение обратиться к президенту Адыгеи, спикеру республиканского парламента, в котором будет изложена позиция общественности.