В республике Дагестан на выборах 11 марта 2007 года за присутствие в парламенте борются шесть партий. По прогнозам республиканских газет, КПРФ может набрать максимальное количество голосов после "Единой России".
Коммунисты рассчитывают превысить барьер в тридцать процентов голосов. "Можем и больше, если бы считали и выбирали по-честному" - сказал в интервью корреспонденту "Кавказского узла" первый секретарь республиканского отдела КПРФ, депутат Госдумы РФ Махмуд Махмудов.
- Как проходит подготовка к выборам?
- Есть отдельные недостатки, касающиеся работы комиссии, где в основном сидят представители одной партии. Основные фальсификации связаны с тем, что заранее уже известны фамилии кандидатов, которые обязательно должны пройти. Есть сигналы и о том, что где-то пытаются подкупить избирателей. Раньше в Дагестане это было широко распространено, сейчас — действуют робко, но, тем не менее, действуют. Это происходит менее открыто, и в основном за счет тех кандидатов, которые хотят любой ценой заработать мандат.
Чувствуется давление со стороны административного ресурса и руководителей муниципальных образований на представителей оппозиционных партий. Членам наших партии, например, говорили: "Вам не надо участвовать, вы не получите голосов, потому что мы должны обеспечить победу такой-то партии, проходимость такого-то кандидата". К большому сожалению, это имеет место, но мы пытаемся информировать избирательную комиссию о таких фактах.
Сам процесс предвыборной кампании идет тяжело. Те партии, у которых большие финансовые возможности, широко используют свои возможности в целях пропаганды. Руководители "партии власти" во всю ведут агитацию через СМИ — им, почему-то, это позволено.
- Открыто говорят, что необходимо обеспечить проходимость определенного кандидата?
- Да, такие сигналы идут с мест. Руководители муниципальных образований, которые являются ключевыми фигурами, говорят, что голосовать необходимо за такого-то кандидата. Мотивируют тем, что задача провести кандидата ставится "сверху".
Я предчувствую, что в день голосования, 11 марта 2007 года, будет немало подобных нарушений. В основном нарушения связаны с давлением со стороны административного ресурса. Например, пытаются сильных кандидатов от нашей партии где-то убедить, где-то уговорить, а где-то и оказать давление, чтобы они снимали свои кандидатуры. Составляя реальную конкуренцию партии власти, они, как считают руководители муниципальных образований, могут создать препятствие для нее.
- Сколько КПРФ планирует заработать мест и голосов по результатам выборов?
- Проходной барьер - 7 процентов, при пороге явки в 25 процентов. Кто сколько наберет — неизвестно. Я вам скажу другое: в Дагестане представители структур власти проводили опрос людей - за какую партию они отдадут предпочтение 11 марта. Наша партия — КПРФ — вышла на первое место. Так вот, там где наша партия была наиболее популярной, в тех местах и давление оказывалось наиболее сильное. Идет массированное давление на избирателей с помощью агитационной продукции и мобилизации специальных людей, которые должны обеспечить победу партии власти. И это делается открыто. Вот такие методы используются на местах, в структурах национальных образований.
- Сколько человек числится в списках кандидатов от партии КПРФ в Дагестане?
- Есть 53 муниципальных образования, и в каждом из них есть наш представитель. Всего около 140 человек от КПРФ в списках кандидатов. Мы рассчитываем получить тридцать процентов голосов, не меньше. Если все будет по-честному, то можем и на большее рассчитывать, но с учетом всех тех негативных моментов, связанных с действиями партии власти, то тридцать процентов — думаю, максимальный порог. Это где-то двадцать мандатов.
Все зависит не от того, как проголосуют, а от того, как посчитают. К сожалению, Дагестан и раньше не отличался честностью при выборах, но я надеюсь, что на этот раз, с учетом того, что люди стали по-новому смотреть на обстановку, все пройдет хорошо.
- Как Вы можете оценить текущую ситуацию с терроризмом в республике? Что необходимо предпринять?
- Необходимо проводить профилактическую работу и, прежде всего, изучить, откуда все это идет, выявить первопричины. А первопричины ясны: и тяжелое социально-экономическое положение в республике, безработица, бесконтрольное развитие религиозной сферы. Все эти вещи надо поставить в законные рамки.
- Каковы приоритетные направления работы КПРФ в Дагестане?
- В Дагестане очень много приоритетных вопросов. Это, как я уже говорил, социально-экономическая ситуация в республике, когда в полной мере разрушено государственное коллективное хозяйство — значительный сектор экономики.
Другая задача — безработица. У молодежи нет возможности устроиться на работу, очень слаб также и кадровый состав. Отсюда склонность к криминалу. Надо обновить кадры, необходимо проводить политику привлечения в республику инвестиций для малого и среднего бизнеса.
- В случае попадания в парламент, с кем вы планируете блокироваться?
- Блокироваться нам, честно говоря, абсолютно не с кем. "Аграрная партия", которая в свое время сотрудничала с КПРФ, пристроилась теперь в хвост "Единой России". "Патриоты России" - люди из того же лагеря. В "Справедливой России" - та же чиновничья публика, которая и была у власти всегда. Кроме того, это не та партия, с которой мы можем сотрудничать. Но это вопросы второго уровня. Мы пока не видим реальных союзников. Но мы, разумеется, будем объединять усилия в пользу развития республики.
9 марта 2007 года
С Махмудом Махмудовым беседовала собственный корреспондент "Кавказского узла" Александра Кондрашева.