Сегодня в 11 мск в городе Нефтекумске Ставропольского края завершилось боестолкновение, в результате которого погиб один сотрудник милиции, один получил ранение. По предварительным данным, неизвестные, которые открыли огонь по оперативникам, принадлежат к джамаату Шелковского района Чечни. Иными словами, в городе Нефтекумске вновь дают о себе знать острые межэтнические распри, на которые, по мнению экспертов, власть закрывает глаза.
В связи с последними событиями в Ставропольском крае корреспондент "Кавказского узла" поговорил с экспертом Института этнологии и антропологии РАН Ахмедом Ярлыкаповым.
- Ахмед Аминович, насколько остро стоит сегодня национальный вопрос в Ставропольском крае?
- В Ставропольском крае национальный вопрос всегда стоял особенно остро. Сегодня, к сожалению, его острота не уменьшилась. Это происходит в силу многих причин. В том числе и в силу того, что традиционная многонациональность восточных районов Ставропольского края воспринимается не как благо, а как проблема местными властями. Ведь очень многое зависит от подхода к проблеме самих властей. Если бы ситуация рассматривалась как нечто естественное, нормальное, то и межнациональных трений бы не существовало. Когда местные коренные народы называются диаспорой, а в Ставропольском крае они называются именно так, то это очень сильно обижает представителей народов.
То есть национальный вопрос стоял и стоит очень остро. Со стороны краевых властей есть какие-то попытки регулировать ситуацию, но мне кажется, что краевым властям необходимо позаботиться о том, чтобы выбрать более компетентных чиновников для регулирования очень острых межнациональных вопросов.
- Можно ли говорить, что по отношению к ногайцам Нефтекумского района продолжается дискриминация?
- Мне кажется, что политика в отношении коренных жителей, в том числе ногайцев, могла бы быть более взвешенной и конструктивной со стороны властей.
- Что реально сегодня представляют собой ногайцы Нефтекумского района?
- Ногайцы Нефтекумского района представляют собой, прежде всего, людей, которые очень давно живут на этой территории - Ачикулакских ногайцев (Ачикулакского района). Среди них довольно много людей, которые не по своей воле переселились из Шелковского района Чечни в результате войн. Собственно говоря, в Чечне практически не осталось ногайцев, потому что они были выдавлены оттуда. Конечно, это очень проблемная этническая группа. Но проблемы этой группы необходимо решать, не загоняя их вглубь. Чтобы не было подобных реакций со стороны радикальных экстремистов этого района и всего края.
- В своих предыдущих интервью Вы не раз говорили, что ногайцы в Нефтекумском районе практически бесправны. Почему так происходит?
- Вы знаете, я не могу логически объяснить. Я не знаю, в чем выгода для властей. Вообще, ситуация абсолютно нелогичная. Здесь играет важную роль некомпетентность, непонимание серьезности межэтнических отношений, незнание специфики и проблемы. Представители администрации не бывают в ногайских аулах, поэтому ситуация не используется глубоко. Раз районы, где живут ногайцы, стали проблемными, значит необходимо знать об этом. А вот такого стремления знать изнутри проблему межэтнических взаимоотношений в крае я не вижу.
- Можно ли сегодня говорить о существовании так называемого Ногайского батальона?
- Ногайский батальон - это явление эпохи Басаева. Ему было выгодно показывать, что за него воюют целые народы Северного Кавказа, поэтому в то время громко презентовались ногайские, карачаевские, кабардинские и другие батальоны. На самом деле эти группировки всегда были интернациональными. Следует признать, что именно часть ногайской молодежи, которая вошла потом в т.н. батальон, оказалась благодатной почвой для ведения пропаганды со стороны боевиков в Чечне. Это факт.
Необходимо просто изучать ситуацию и понимать, почему же все-таки именно из числа ногайской молодежи оказалось много рекрутов и почему ситуация до сих пор не успокаивается. Ведь там нет никаких гор - сплошная равнина, то есть боевикам негде скрываться. Это и должно подвигать к решению проблемы власти Нефтекумского района и Ставропольского края.
- Ведется ли сегодня пропаганда среди ногайской молодежи?
- Вы знаете, конечно же, есть пропаганда, однако подполье никуда не делось. К сожалению, метастазы идут по всему Северному Кавказу. Ситуация законсервирована, а проблемы не решены. Поэтому и происходят подобные эксцессы то в Карачаевске, то в Черкесске, то в Махачкале, то в Ставропольском крае. В целом ситуацию можно назвать как "стабильная нестабильность".
- Есть ли сегодня реальное противостояние между местным населением и переселенцами из Дагестана?
- Сегодня выходцы из Дагестана в Ставропольском крае занимают второе место по численности после ногайцев. И их число не будет уменьшаться. Ситуация стабилизировалась, потому что стабилизировалось их число. Однако межэтнические противоречия постоянно подогреваются местными властями, в том числе и местными СМИ. Пресса рисует образ "диких горцев", которые вытесняют местных жителей с их исконных территорий. Мне кажется, что ситуация законсервирована, однако достаточно малейшей дестабилизации, чтобы взорвать обстановку.