До инаугурации Рамзана Кадырова осталось несколько дней. Иностранные газеты сегодня пишут о том, что этот день станет для правозащитников всего мира днем траура. По их мнению, официальным лидером Чечни становится человек, который причастен ко многим преступлениям. Но это в прошлом. По крайней мере, сегодня вокруг Кадырова в Чечне создается образ национального лидера и борца за благосостояние республики. Как считают политологи, президент Чечни ведет хитрую и опасную для Кремля игру, которая в итоге может привести к непредсказуемым результатам.
Напомним, что 21 марта нынешнего года находившийся в Москве глава Чечни Рамзан Кадыров заявил о намерении руководства республики отказаться от подписания договора о разделении полномочий с федеральным центром. Иными словами — официально отказался от суверенитета. Спустя несколько дней последовало новое действие: Кадыров запросил у федерального центра 18 миллиардов рублей в помощь «жертв политически репрессий», а также 10 миллиардов ежегодно. О том, в какую игру на этот раз играет г-н Кадыров, корреспонденту «Кавказского узла» рассказал известный политолог, глава группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин.
«Кадыров собрал под себя все административные и силовые рычаги в республике. Теперь он демонстрирует своему народу, что он настоящий джигит и умеет вышибать из кремлевского денежного мешка деньги в поддержку своих региональных элит ( не своего народа, как это декламируется повсеместно)», - говорит Орешкин.
По разным оценкам, сейчас президент Чечни получает от миллиарда до двух млрд. долларов от федерального центра. Причем деньги идут в два потока — как «белыми», так и сугубо «из рук в руки». К тому же сейчас идет обсуждение права на разработку нефтяных месторождений в республике, что будет добавлять в бюджет Чечни около миллиарда долларов в год.
«Заняв жесткую позицию, Кадыров пытается из центра вышибить еще 18 миллиардов рублей и десять млрд. в год в качестве спонсорской помощи. То есть он понимает, что центр от него зависит, что у центра не на кого больше ставить, что если там появится альтернативная фигура, то та конфигурация власти, которую выстроил Кадыров, рухнет, а в Чечне вновь возродится хаос. Москву это не устраивает. Соответственно, он в качестве оплаты своей лояльности требует денег. И будет требовать», - говорит Дмитрий Орешкин.
Политолог считает, что в той или иной форме Кремль пойдет на дотации Чечне. Однако производиться «выплаты» будут, скорее, в «теневом» режиме, а не официально и во всеуслышание.
«Потому согласие на такое требование — компенсировать моральный и материальный ущерб жертв политических репрессий - создаст прецедент: ингуши могут тоже потребовать компенсации, например. Поэтому передача денег произойдет из рук в руки. Не признавая эти дотации де-юре, Кремль признает их де-факто», - говорит г-н Орешкин.
Как сообщил собеседник «Кавказского узла», каждый год в два-три раза увеличивалась сумма дотаций федерального центра Чечне. То есть реализуется концепция «вывернутой на изнанку империи», когда центр спонсирует колонии, получая взамен символическую преданность. Однако рано или поздно это приведет к катастрофе, когда у центра иссякнут финансовые возможности «кормить» региональные элиты, или когда у этих элит вырастут запросы.
«А начнут расти запросы очень быстро, потому что эти территории считают себя не колониями, а равными субъектами. Уже в течение нескольких лет центр не сможет удовлетворять потребности Чечни», - говорит Орешкин.
Таким образом, по словам политолога, Россия сегодня дорого платит за собственную имперскую ментальность.
С учетом такой обеспокоенности судьбою Чечни в руках Кадырова иностранной прессой, возникает вопрос об отношении международного сообщества к чеченской проблеме в целом. Дмитрий Орешкин считает, что Европа не будет тратить свои ресурсы на то, чтобы разбираться с Путиным по проблемам Чечни, потому что развитые европейские страны нуждаются сейчас в поддержке Владимира Путина для решения своих «вполне жизненных проблем».
«Например, для снабжения себя газом и нефтью, или формирование более-менее солидарной позиции по Ираку, или в борьбе с терроризмом. Поэтому никто не хочет сильно обижать Путина сейчас», - сказал в интервью корреспонденту «Кавказского узла» политолог.
По его словам, ситуация вокруг Чечни может только ухудшаться. Мало того, в течение всего нескольких лет критическая обстановка вновь вернется в республику. «Технология власти, которую исповедует Кадыров, основывается на жестком силовом контроле. Такой контроль подавляет развитие бизнеса. Соответственно, самодостаточной Чечня стать не сможет. Она может быть только дотационной и висеть камнем на шее у Москвы. Покуда международное сообщество может решать свои проблемы, не слишком сильно надавливая на Путина, оно будет решать их. Когда оно почувствует, что зависимость от Путина ослабевает, то чеченская проблема всплывет на поверхность», - считает эксперт.