Как уже сообщал "Кавказский узел", 3 апреля Республику Южная Осетия посетил депутат Европарламента Джульетто Кьеза (Италия). В ходе визита состоялась его встреча с президентом РЮО Эдуардом Кокойты. На встрече присутствовал также полномочный представитель Республики Южная Осетия в России посол Дмитрий Медоев.
После встречи с Кокойты Дж. Кьеза также встретился с югоосетинскими и российскими журналистами и любезно согласился ответить на вопросы собственного корреспондента "Кавказского узла" о впечатлениях от нынешнего визита в Южную Осетию:
- Господин Кьеза, в 1991 году в своем репортаже из Южной Осетии Вы сравнили Цхинвал с блокадным Ленинградом. Как вы оцениваете изменения, произошедшие с того дня?
- Я видел, что тогда действительно была очень серьезная война. Постоянно ночью обстреливали. К счастью, сейчас обстрелов больше не происходит. Войны нет, но политическое решение еще не принято. Продолжается и блокада. Ужасно думать, как народ здесь жил эти 17 лет. Я удивляюсь, откровенно говоря. Надо как можно скорее решить эту проблему. К сожалению, в Европарламенте нет видения реального решения грузино-осетинского конфликта. Там преобладает идея, что границы Грузии нельзя пересмотреть. А здесь проблема одновременно в праве осетинского народа самому решать свои проблемы. Есть два разных принципа. А между этими принципами, как известно, сложно найти средний выход. Я думаю, что надо все-таки дипломатическим путем найти этот средний выход. Другого варианта нет.
- Как Вы прокомментируете имеющее место в последние годы нарастание силовой составляющей в системе международных отношений?
- Я не признаю войну как средство решения проблем, силу тоже не признаю как средство ее решения. Откровенно говоря, я против расширения НАТО решительным образом. НАТО в Европе никому не нужно уже. Расширения НАТО мы уже достигли, оно уже было расширено, но это не было необходимостью. А дальнейшее расширение НАТО приведет только к нагнетанию обстановки. Я поэтому считаю, что первое, что должно быть сделано, - это остановить попытки расширения НАТО. Это очень-очень элементарно. Далее надо начать переговоры и решать проблемы одну за другой. Все проблемы сразу решить невозможно. Но одну за другой можно, если будет желание.
- Грузинское правительство призывает международные организации и западные страны активно контактировать с альтернативным правительством Д.Санакоева. Как Европарламент и Вы лично к этому относитесь?
- Я считаю, что деньги, выделяемые в помощь осетинскому народу, лучше использовать другим образом. Я не хотел бы, чтобы деньги Евросоюза шли на помощь фиктивному правительству. А это явно фиктивное правительство. Это политическая игра, которая ничего общего не имеет с реальными проблемами Осетии. Да и Грузии, между прочим. Никто здесь не такой наивный, чтобы не понимать, что происходит. Но, к сожалению, в Европарламенте уровень информации очень низкий. Никто не знает реальную историю происходящего. Зато много идеологии. "Идеология свободы", "расширение поля свободы", "расширение Европы", "расширение НАТО"... Но, с другой стороны, в Европе очень много здоровых сил, которые способны понять истину. К сожалению, эта пропаганда так называемых "западных ценностей" продолжается и очень сильно работает.
- Может ли стремление осетинского народа к объединению найти понимание в Европейском обществе?
- Это будет очень трудно, потому что идеология здесь преобладает. Если были бы объективные оценки, люди могли бы понять и найти совместное решение. Но здесь преобладает идеология. Во-первых, никто не знает, какие реальные чувства не только у югоосетинского народа, но и у североосетинского. Я вчера был во Владикавказе и сказал: пока до сих пор вас не слышно, и складывается впечатление, что это только югоосетинская проблема. Сделайте так, чтобы вас услышали, узнали, какое мнение у народа Северной Осетии. Это уже другой шаг, который может повлиять на общественное мнение Запада. Но, тем не менее, вся проблема в информации. Если люди информированы, они могут более совершенно подходить к этому вопросу. А если не информированы, то включается идеология, что Грузия - это единая страна, а южные осетины или югоосетинское правительство хотят ее разделить. Преобладают эти позиции. Как будто здесь существует какой-то маневр против единства Грузии. А здесь проблема в другом. Поэтому надо, чтобы информация шла более эффективно с вашей стороны.