09:28 / 12.04.2007Муфтий Адыгеи против участия репатриантов в религиозной деятельности

"Адыги-репатрианты не должны быть служителями религии в Адыгее и занимать посты имамов", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" муфтий Адыгеи и Краснодарского края Нурбий Емиж. "У них другой менталитет, они привыкли к совершенно другому подходу к религии в мусульманских странах, в которых ранее проживали. А нам нельзя забывать, что мы живём не в исламском государстве и в первую очередь должны выполнять законы нашей страны",- сказал он.

В начале 90-х, были сняты запреты на религию, и каждый получил право свободного вероисповедания. Почти одновременно с этим был поднят "железный занавес", отделявший россиян от других стран и некоторые представители адыгской диаспоры получили возможность возвращения на родину.

Первые два муфтия в республике были назначены на этот пост из числа репатриантов. (В последующем практика назначения репатриантов на должность муфтия была прекращена, но со времён восстановления в республике института муфтиев до сегодняшнего дня на этот пост так и не был ни разу назначен человек с религиозным образованием). Имамом Майкопской соборной мечети также до последнего времени был репатриант из Сирии.

Со временем среди репатриантов и соотечественников прибывавших из-за рубежа, оказались люди и с высшим религиозным образованием, которые также занимались религиозной деятельностью при ДУМ Адыгеи и Краснодарского края.

Позже практически все они были вынуждены оставить свои посты, а вместе с ними и свою историческую родину и вернуться обратно заграницу.

Один из репатриантов с высшим религиозным образованием Рамадан Цей был единственным в истории Адыгеи, кто был официально депортирован из республики якобы "по причине нарушения правил паспортно-визовой службы".

Как сообщал Коммерсант-Ростов-на-Дону, 34-летний уроженец косовского села Донье Становце Рамадан Цей в числе большой группы адыгов прибыл в Майкоп в 1999 году, воспользовавшись приглашением правительств РФ и Республики Адыгея. В соответствии с Постановлением российского правительства "О неотложных мерах государственной поддержки переселения адыгов (черкесов) из автономного края Косово (Союзная Республика Югославия) в Республику Адыгея" от 3.07.98 и нескольких постановлений Кабинета министров Адыгеи, а также республиканским законом "О репатриантах", принятым в 1997 году. Цей наравне с другими переселенцами получил официальный статус репатрианта, который гарантировал вернувшимся на историческую родину, откуда адыги были изгнаны на чужбину в результате Кавказской войны 19 века, безусловное предоставление жилья, работы и прочие социальные и материальные льготы. Под широко разрекламированную акцию переселения косовских адыгов выделялись федеральные средства, был создан Международный фонд.

В декабре 1999 года Рамадан Цей получил вид на жительство и был зарегистрирован в Майкопе в "Центре адаптации репатриантов". Тогда же он подал документы о предоставлении ему гражданства Российской Федерации. Но по истечении срока действия вида на жительство в июле 2003 года отдел паспортно-визовой службы (ОПВС) МВД Республики Адыгея отказал в его продлении и предложил Рамадану Цею в 15-дневный срок покинуть территорию России. Одним из оснований аннулирования вида на жительство было приведено письмо руководства Духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края секретарю Совета безопасности при президенте Адыгеи и руководству ОПВС.

В письме муфтий обвинял Рамадана Цея в "экстремистской деятельности, направленной на провоцирование раскола и противостояние мусульманской общины, сообщает "Коммерсант". Рамадан Цей обратился с жалобой в Майкопский городской суд, который, отвергнув обвинения руководства ДУМ в адрес Цея за неимением доказательств, признала законными действия работников ОПСВ. Отдел паспортно-визовой службы в свою очередь мотивировал своё решение статьями нового федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации": у гражданина Югославии нет собственного жилья и средств к существованию. Хотя и тем и этим репатриантов должно было обеспечить правительство Адыгеи. К тому же он был не единственным из группы репатриантов, который не получил жилья и не нашёл подходящей работы.

В итоге, в мае 2004 года Рамадан Цей был депортирован из России после предварительного 17-дневного заключения.

В поддержку Цея в Майкопе был проведён митинг, было сделано обращение за подписями двухсот человек к президенту России Владимиру Путину и президенту Адыгеи Хазрету Совмену. Дело прошло все инстанции российского суда и сейчас находится на рассмотрении в Европейском суде.
 
"В последнее время Емиж стал открыто заявлять, что репатриантам нельзя заниматься религиозными делами в Адыгее, быть служителями религии, - сказал в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" Рамадан Цей, - Такое заявление является противоправным. Оно противоречит и российскому законодательству, и нормам ислама, и общечеловеческим нормам.

По российским законам адыги, живущие за рубежом, вправе вернуться на свою историческую родину и заниматься любой деятельностью, не являющейся противоправной. Если у репатрианта религиозное образование, то где он ещё может найти себе применение, как ни в области религии? Но Емиж не может с этим согласиться. Почему? Потому что кто бы из репатриантов не пришёл служителем религии, он будет знать больше чем Емиж о религии. На фоне них, имеющих религиозное образование, он будет выглядеть неприглядно".

Заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа (Москва), кандидат исторических наук, член Союза журналистов РФ в статье "Вернуться на Кавказ", опубликованной в гуманитарном журнале "Апология" сказал:

"Среди лидеров ДУМ на Кавказе есть представители таких замечательных профессий, как скотник, водитель-дальнобойщик. Вы понимаете, что подобного рода профессии не очень располагают к богословию, к богословским спорам. Поэтому люди, которые представляют обновленческий ислам, переигрывали даже в богословской аргументации..."

"Уместно напомнить также, - говорит Цей, - что у истоков возрождения Ислама в Адыгее стояли именно адыги-репатрианты, вернувшиеся будь то из Израиля, Иордании, Сирии, Турции или других стран. И Емиж в начале своей деятельности активно сотрудничал с ними и не без пользы для себя.

В своё время он, будучи по официальному статусу заместителем муфтия Адыгеи, но, обладая куда большими полномочиями, предлагал и мне пост муфтия. Но, поняв своевременно, что я под его указкой не буду действовать, затем отказался от своих предложений. Все изменилось после того, как один из моих друзей, бывший тогда председателем ревизионной комиссии Духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края (ДУМ РА и КК), на одном из заседаний организации в отчетном докладе указал на нецелевое расходование средств, выделенных на строительство соборной мечети в г. Майкопе. Руководство ДУМ РА и КК тут же избавилось от председателя ревизионной комиссии и обратило свой гнев на меня.

Я муфтием не хотел и не собирался быть. Но Емиж думал, видимо, что я самая подходящая кандидатура на этот пост - имею высшее религиозное образование, молод, и мною можно управлять вдоволь, поставив на службу своим интересам. Когда он понял, что это у него не получится, то быстро отступил. Более того, он с помощью своих людей исключил меня из Совета Духовного управления мусульман, в состав которого я был ранее включен.

Не удовлетворившись и этим, он написал от имени ДУМ по моему поводу клеветническое письмо секретарю Совета безопасности при президенте Адыгеи и руководителю Паспортно-визовой службы. Дело усугублялось тем, что все это произошло к сроку, когда мне должны были предоставить российское гражданство", - рассказал Рамадан Цей.

"ДУМ, привязанные к государственной власти, оказались плохими богословами, никудышными спорщиками, никудышными защитниками догматов и положений, - говорит Сергей Маркедонов, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа. - Они привыкли жить за счет государства. При всей условности аналогий, ДУМ играли и играют ту же роль, что институты РПЦ. Давайте мы будем брать ваши деньги, а вы будете выполнять наш заказ по борьбе с какими-то сектантами, которые бросают нам вызов".

IslamNews Ru сообщает: "К сожалению, на всем постсоветском пространстве в багаже властей предержащих не оказалось ничего другого, чем советские образцы руководства через духовные управления с одновременным устранением любых побочных явлений. Востребованной стала и старая идеологема: религиозными лидерами мусульман должны быть исключительно "удобные" люди. Но "удобные" люди снова принялись активно решать свои личные проблемы, спекулируя на государственных интересах".

Автор:Асия Салямова, корреспондент "Кавказского узла"