Властям Грузии следовало создать такую привлекательную модель, при которой Абхазия и Южная Осетия сами были бы заинтересованы войти в состав страны. Такое мнение высказал грузинский политолог Рамаз Климиашвили в интервью агентству «Росбалт», комментируя принятие грузинским парламентом во втором чтении закона «О создании соответствующих условий для мирного урегулирования конфликта в бывшей югоосетинской автономной области».
Эксперт считает законодательную инициативу президента Грузии по созданию временной администрации в Цхинвальском регионе первым правильным шагом за последние 14 лет. «Упразднение автономии было большой ошибкой, и для того, чтобы конфликт, наконец, был урегулирован, этому краю надо придать хоть какой-то статус, - говорит грузинский политолог. - В настоящее время такого понятия, как Южная Осетия, или иного обозначения этой территории, документально просто не существует. Соответственно, нет ни статуса, ни четкого обозначения административных границ. Это, кстати, сильно затрудняет работу международных организаций в конфликтной зоне».
Временная административная единица, согласно законопроекту, принятому сегодня вчера грузинским парламентом во втором чтении, будет находиться в границах бывшей автономной области Южная Осетия. Как сообщал ранее "Кавказский узел", проект состоит из пяти статей и определяет форму и порядок временного государственного управления на территории бывшего автономного округа до полного восстановления юрисдиции Грузии на этой территории. Основной функцией администрации временной административно-территориальной единицы будет осуществление государственного правления, в рамках полномочий предоставленных президентом Грузии.
Министр иностранных дел Республики Южная Осетия Алан Плиев, комментируя идею создание временной административной единицы на территории Южной Осетии, заявил, что она не заслуживает серьезного пристального внимания, и изменить положение о статусе Республики Южной Осетии возможно только всенародным референдумом.
По мнению Рамаза Климиашвили Грузии следовало бы предложить Южной Осетии пакет предложений, выгодный его населению. «Полагаю, мы должны дать возможность всему населению Южной Осетии избрать своего президента, имеющего в то же время статус вице-президента Грузии, - считает политолог. - Федеральный центр должен удовлетвориться ограниченными функциями - в основном, решать оборонные вопросы. На территории автономии законным платежным средством должна быть грузинская национальная валюта; в центр должна перечисляться лишь определенная часть налогов. Остальные вопросы власти автономии должны решать самостоятельно, на месте».
«Примером образцово-показательной автономии могла бы стать Аджария, - отмечает Климиашвили, - чего, к сожалению, не случилось: властям Грузии следовало создать такую привлекательную модель, при которой не мы бы просили Сухуми и Цхинвали вернуться, а они бы просили нас принять их. Эту идею я лоббировал долго и безрезультатно». Кроме того, на территории автономии по мнению грузинского политолога, должно быть два государственных языка, в данном случае осетинский и грузинский.
Законодательное упразднение Южной Осетии в 1990 году грузинский политолог считает результатом политической незрелости тогдашних руководителей Грузии и России. «В то время я жил в Лондоне и был единственным человеком, выступившим против упразднения автономной области, - поясняет Климиашвили. - Меня за это даже грозили «повесить на главной площади страны». Я предупреждал о последствиях ликвидации автономии — гражданской войне, кровопролитии и потере территории. Потом правительство сменилось, пришел Шеварднадзе. Я сказал, что надо немедленно восстанавливать Южную Осетию. Мой план урегулирования предусматривал, для начала, возвращение к «нулевой» ситуации. Только после этого можно было вести речь о политическом статусе Южной Осетии. Но тогда ничего не получилось».
По мнению эксперта, почва для упразднения Южной Осетии как автономной области, готовилась задолго до прихода к власти первого президента Грузии Звиада Гамсахурдия - еще во времена Советского Союза, со второй половины 1988 года. Климиашвили вспоминает, что тогда идеологический орган ЦК КП Грузии «Литературная Грузия» из номера в номер вдруг стал печатать статьи о необходимости упразднения Южной Осетии. Более того, они писали, что всех осетин следует выселить из Грузии. Это была целенаправленная провокация, поскольку в то время, без соответствующего распоряжения из Москвы, такого просто не могло произойти. Политолог считает, что тогда уже началась масштабная идеологическая обработка населения.
Объяснение этого он видит в том, что в то время в Советском Союзе уже начинались идеологические волнения, и их надо было срочно переносить на межнациональную почву, внимание от политических вопросов было перенесено на межнациональную рознь. «В Южной Осетии не было никакой реальной внутренней предпосылки к конфликту, что во многом отличает ее от Абхазии. Ведь половину населения Южной Осетии тогда представляли смешанные грузино-осетинские браки. Так что конфликт там был высосан из пальца», - поясняет эксперт.
Климиашвили уверен, что в настоящее время войны в Южной Осетии не будет. По его мнению, все международные организации настаивают на мирном решении вопроса, и Саакашвили прекрасно понимает, что войну никто не поддержит. «Впрочем, к сожалению, кое-кто в грузинской оппозиции считает, что вопрос может быть решен только военным путем. Так что мелкие военные провокации с обеих сторон, вероятно, продолжатся», - уточнил политолог.
Как сообщил сегодня корреспондент "Кавказского узла", окончательно законопроект о создании временной администрации в Цхинвальском регионе будет утвержден на заседании Парламента Грузии 13 апреля. Как сообщает ИА Новости-Грузия, этот закон носит название «О создании соответствующих условий для мирного урегулирования конфликта в бывшей югоосетинской автономной области» и предположительно вступит в силу с 16 апреля.