МИД России с тревогой наблюдает за набирающей обороты в Тбилиси массированной пропагандистской кампанией вокруг так называемого движения Д.Санакоева. Ее цель очевидна — создать в глазах не слишком искушенного внутреннего и внешнего наблюдателя видимость респектабельности этой порожденной спецслужбами Грузии агентурной группы, десантировавшейся в одном из грузинских анклавов на территории Южной Осетии.
Последнее новшество в этом ряду — заявление президента Грузии о планах создания в окрестностях Цхинвали чего-то наподобие административной единицы, подчиненной Тбилиси (возглавить ее непременно доверят Д.Санакоеву). Затем это виртуальное образование будет объявлено легитимным партнером по грузино-осетинскому урегулированию в обход реальных властей Южной Осетии.
"Мятежный цхинвальский режим", как его принято называть в кругах грузинской политэлиты, естественно, не самый удобный для Тбилиси переговорный партнер. Общаться с собственными ставленниками намного проще — они заранее запрограммированы на хоровое пение со своими создателями. Только в результате подобный замысел выльется не в диалог, а монолог на произвольную тему, разговор с самим собой. И тут закономерно возникает тревожный вопрос: а что нас ждет впереди, как в Грузии собираются дальше действовать в назидание оппонентам?
Предположения напрашиваются сами по себе. Вряд ли в Тбилиси питают надежды, что руководство Южной Осетии самоустранится от участия в определении будущего своего народа и уступит место чужакам, не представляющим интересы ни осетинского, ни грузинского населения, а только тех, кому они служат. В этой ситуации у кого-то может появиться непреодолимое искушение силой принудить "непокорные" власти покинуть Цхинвали, коль скоро те отказываются уходить оттуда по доброй воле. О последствиях гадать не приходится.
В Москве убеждены, что подобные эксперименты, расшатывающие и без того крайне хрупкую ситуацию в зоне конфликта и чреватые рецидивами вооруженной конфронтации, категорически недопустимы.
В грузино-осетинском конфликте существуют только две стороны, признанные международным сообществом, и пытаться в существующих условиях плодить новых его участников без преувеличения преступно.
Российская сторона призывает руководство Грузии отказаться от этих недальновидных планов и занять конструктивную позицию в отношении развития переговорного процесса по грузино-осетинскому урегулированию. Итоги стамбульской встречи сопредседателей Смешанной контрольной комиссии, прежде всего договоренность о проведении в ближайшее время в Тбилиси очередного пленарного заседания СКК, вселяют определенный оптимизм. Мы надеемся на возобновление полноценных переговоров в этом формате без каких-либо изъятий и чужеродных вкраплений.
29 марта 2007 г.