Начальник ГУВД Волгоградской области Михаил Цукрук, который находится под стражей с 1 мая и которому 4 мая предъявлено обвинение по трем статьям Уголовного Кодекса России, до перевода в Волгоградскую область работал министром внутренних дел Бурятии. Как пишет «Новая газета», его еще тогда подозревали в больших нарушениях.
Еще в январе прошлого года "Новая газета" в статье "Основные задачи милиции: взять и вырубить" рассказала о деятельности Цукрука на посту министра внутренних дел Бурятии. Поводом для журналистского расследования послужила смерть пресс-секретаря президента республики Андрея Капустина, который умер в камере СИЗО вскоре после допроса. Двое арестованных, с которыми Капустина перевозили в "воронке", написали в своих заявлениях: после допроса Капустина бросало в холодный пот; он рассказал, как его избивали, как заставляли дышать через противогаз выхлопными газами работающего автомобиля...
В республике считают, пишет газета, что арест Капустина был ответным ходом министра на жесткую критику милиции президентом Бурятии. Президент обвинил руководство МВД в том, что оно занято не столько борьбой с реальной преступностью, сколько гонится за благополучными показателями - укрывает преступления от регистрации, в том числе и убийства.
«Новая» пишет, что милицейское ведомство под руководством генерала Цукрука превратилось в своеобразное коммерческое предприятие. К примеру, оно занялось сомнительными операциями с лесом. Под видом ремонта зданий некоторых РОВД МВД получало тысячи кубометров древесины – только за два месяца по распоряжению агентства лесного хозяйства по Бурятии подразделениям министерства для вырубки было выделено более 30 тыс. кубов хвойного леса. В республике подозревают, что лес продавали в Китай. Стоимость одного куба на сделке - не меньше 50 долларов. Кроме этого, газета располагает данными о том, что руководство республиканского МВД обложило райотделы милиции своеобразным лесным налогом: те, напрягая местных лесничих, обязаны были поставлять лес в МВД.
Именно при Цукруке, пишет издание, торговля левой водкой в Бурятии приобрела угрожающие масштабы. Технический спирт сюда поставляли из Иркутской области и занимался этим бывший полковник ФСБ. Вначале каждую машину с «левым» спиртом сопровождали сотрудники госбезопасности Иркутской области, а затем эту миссию взяли на себя сотрудники ГИБДД Бурятии. Для борьбы с контрафактным грузом в республиканском МВД было создано специальное подразделение, которое в отдельные дни задерживало до двенадцати вагонов «левой» водки. Как рассказал редакции один из бывших сотрудников этого подразделения, сопротивление в работе группы оказывало само руководство милиции. Один из полковников лично сопровождал транспорт с «левой» продукцией. Когда же груз удавалось все-таки задержать, начальство приказывало вернуть его собственнику. Бывший офицер считал, что именно при Цукруке активность спецподразделения по борьбе с незаконным оборотом спиртного снизилась, а теневой рынок расширился.
Громкий скандал приобрела и история с хищением из ГИБДД Бурятии шести тысяч паспортов транспортных средств (ПТС). Если учитывать стоимость ПТС на черном рынке, из милиции украли как минимум 6 млн. долларов. Похищенные ПТС не нашли, а из должностных лиц никто серьезно не пострадал. Не пострадал и начальник паспортно-визовой службы МВД республики, пишет «Новая», когда КРУ выявило около трех тысяч испорченных российских и заграничных паспортов. Такое количество "испорченных" документов наводило на мысль, что ими просто торговали.
Несмотря на более чем серьезные факты, приведенные газетой, руководство Министерства внутренних дел, вместо того чтобы провести тщательное расследование по материалам статьи, переводит Цукрука в Волгоград – «город, где соблазнов не меньше, чем в Прибайкалье», замечает автор статьи. И все, что сегодня вменяется в вину генералу, является продолжением его «деятельности» в Бурятии.
Арест милицейского чиновника такого уровня, - событие крайне редкое, и потому местная ФСБ и прокуратура решились на него, имея на руках не только веские доказательства вины генерала, но и поддержку в верхах, полагает «Новая газета». На первый взгляд история с арестом генерал-майора Цукрука выглядит как бескомпромиссная борьба с коррупцией, пишет газета. И отвечая на свой же вопрос «так ли это на самом деле?», делает вывод, что если бы руководство главного милицейского ведомства действительно было настроено на это, оно пристальнее посмотрело бы на деятельность Михаила Цукрука еще в те времена, когда он был министром внутренних дел Бурятии. Ведь до публикации в "Новой газете" тревожная информация из Улан-Удэ поступала и в МВД России, и в администрацию президента, подчеркивает автор статьи.
«Все это наводит на мысль, что в действительности мы имеем дело не с антикоррупционной борьбой, а всего лишь с борьбой кланов. Просто клан, который наехал на генерала, сегодня оказался сильнее. Ведь те обвинения, которые ему предъявляются сегодня, не идут ни в какое сравнение с тем, что могло всплыть при серьезной проверке год назад», - делает вывод газета.
Как сообщал ранее "Кавказский узел", руководителю регионального ГУВД инкриминируется статья 285 ч.1 (злоупотребление должностными полномочиями), ст. 286 ч. 1 (превышение полномочий), ст. 290 ч. 1 (получение взятки), сообщает ИА "Интерфакс".
В частности, начальник ГУВД обвиняется в том, что издал распоряжение о финансировании за счет привлеченных средств райотделами области ремонта палат госпиталя ГУВД, здания МРЭО, а также федерального государственного учреждения "Детский оздоровительный комплекс "Дубок" и гостевого домика, расположенного на его территории.
М.Цукрук также обвиняется в том, что получил от своих подчиненных автомобиль ГАЗ-21 стоимостью около 100 тыс. рублей. Кроме того, он нанял уборщицу в свою квартиру за счет средств ГУВД.
Зампрокурора Волгоградской области Михаил Музраев отметил, что Цукрук подписал материалы предъявленных ему обвинений, но от дачи показаний по делу отказывается, сообщает "ИТАР-ТАСС".