Конституционный суд России вынес Определение по жалобе жителей Кабардино-Балкарии на нарушение их конституционных прав положениями законов КБР «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики», «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Конституционный суд определил, что положения этих законов в системе действующего правового регулирования предполагают, что при установлении и изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, при преобразовании и (или) упразднении муниципальных образований необходим учет мнения населения соответствующих муниципальных образований.
Напомним, что законы КБР «О статусе и границах муниципальных образований» и «Об административно-территориальном устройстве», вступившие в силу 2 марта 2005 года, вызвали протесты жителей ряда населенных пунктов КБР, которые согласно этим законам лишились статуса сел и вошли в городские округа. В их числе два балкарских поселка Хасанья и Белая Речка, а также поселок Кенже, которые были присоединены к городу Нальчику, и селение Дугулубгей, которое стало частью города Баксан.
Первый раз по данному вопросу балкарская общественность обращалась в Конституционный суд РФ в 2006 году. Однако тогда Конституционный суд принял решение о прекращении производства по делу о проверке конституционности положений упомянутых законов КБР в связи с тем, что посчитал, что решение вопроса о том, нарушено ли право, в данном случае невозможно без проверки соответствующих норм федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г., которые заявителями не оспаривались.
В Определении Конституционного суда РФ также говорится, что положения Закона Кабардино-Балкарской Республики «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики», в системе действующего правового регулирования не могут служить основанием для выделения межселенных территорий, поскольку отсутствуют условия, при наличии которых согласно установленным Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» критериям такие территории могут выделяться законом субъекта Российской Федерации.
Далее в Определении сказано, что «органы государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные образования обязаны находить адекватные и легитимные решения исторически сложившихся, комплексных проблем территориальной организации местного самоуправления, на основе гласного анализа положительных и отрицательных сторон возможных преобразований, используя в случае споров согласительные процедуры и руководствуясь конституционным императивом сохранения государственного единства и согласия».
Повторную жалобе в Конституционный суд РФ направили частное лицо Оюс Гуртуев, а также группа граждан КБР. В ней уже оспаривались и положения Федерального Закона №131.
Таким образом, Конституционный суд поставил точку в одной из острейших споров в КБР, подчеркнув в принятом документе, что «конституционно-правовой смысл положений» названных законов, выявленный в Определении КС РФ «является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике».