Октябрьский районный суд Грозного оставил сегодня под стражей бывшего офицера милиции Нижневартовска Сергея Лапина (радиопозывной "Кадет"), обвиняемого в пытках "исчезнувшего" жителя Чечни Зелимхана Мурдалова. Об этом корреспонденту "Кавказского узла" сообщила присутствовавшая на заседании суда, сотрудница Правозащитного центра "Мемориал" Наталья Эстемирова.
Ходатайства адвоката подсудимого Георгия Дегтярева и самого Лапина об изменении ему меры пресечения с содержания под стражей на подписку о невыезде были судом отклонены. В настоящее время обвиняемый содержится в следственном изоляторе Грозного.
Против освобождения "Кадета" выразила протест гособвинитель Милана Байтаева. Она заявила, что сейчас преждевременно выставлять такие ходатайства, рассказывает о ходе сегодняшнего заседания Октябрьского суда столицы Чечни Н. Эстемирова.
"Адвокат мотивировал ходатайства тем, что Сергей Лапин законопослушен, всегда являлся по повесткам в суд и так далее. Но, это было не так. Он в розыске находился. Считается, что на заседания суда не приходил адвокат, но на самом деле, можно говорить о том, что сам Лапин. Да и он, в начале первого процесса, тоже не являлся", - прокомментировала мотивы оставления в тюрьме обвиняемого сотрудница "Мемориала".
Как уже сообщал "Кавказский узел", сегодняшнее заседание райсуда в Грозном открыло повторный процесс по "делу "Кадета"". 17 января этого года Верховный суд РФ, удовлетворил надзорную жалобу адвоката Сергея Лапина. Он вернул уголовное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции с другим составом судей. В просьбе защитника "Кадета" об изменении территориальной подсудности дела и меры пресечения Лапину было отказано.
"Чисто юридических оснований для оправдания Лапина нет, но известно, что у нас не только юридические понятия существуют", - заметил адвокат потерпевших Мурдаловых Станислав Маркелов.
Напомним, 29 марта 2005 года Октябрьский суд Грозного осудил на 11 лет лишения свободы старшего лейтенанта милиции Сергея Лапина по кличке "Кадет". Сотрудник Ханты-Мансийского УВД обвинялся в том, что в январе 2001 года незаконно задержал, подверг пыткам, а затем увез в неизвестном направлении жителя Грозного Зелимхана Мурдалова.
Лапин был признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 111 УК РФ); превышении должностных полномочий при отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 286) и служебном подлоге (ст. 292). Он был приговорён к 11 годам лишения свободы в колонии строгого режима и отбывал наказание в спецколонии для сотрудников правоохранительных органов в Нижнем Тагиле Свердловской области.
И потерпевшая сторона, и адвокаты обвиняемого не были согласны с решением Октябрьского суда Грозного. "Я не буду удовлетворен, пока не найдут сына. Для меня хоть Лапину дадут сто лет, это ничего не решает. В январе 2001 года я приступил к поискам сына и по истечении четырех лет ни следствие, ни суд на это не дали ответа", - заявил отец исчезнувшего Зелимхана Астемир Мурдалов.
Адвокаты Лапина наоборот посчитали, что вина их подзащитного не была доказана, и он должен был быть освобожден от ответственности, поскольку две статьи Уголовного кодекса РФ, по которым "Кадет" был признан виновным, подпадают под амнистию.
В федеральный розыск объявлены бывшие командиры Ханты-Мансийского ОМОНа подполковник Валерий Минин и майор Александр Прилепин, под началом которых служил в Чечне Сергей Лапин, и которые проходили в качестве свидетелей по его делу. Уголовное дело против них самих было возбуждено прокуратурой Чеченской Республики в конце 2005 года. Кроме того, следствие по делу об убийстве обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской рассматривает версию о причастности сослуживцев Лапина к ее убийству, так как именно её публикации привлекли общественное внимание к исчезновению Зелимхана Мурдалова и деятельности "Кадета" и его товарищей.
Родственники Мурдалова убеждены в том, что он был убит "Кадетом", однако где могут находиться останки Зелимхана, никто не знает. Такого же мнения были и несколько человек, содержавшихся в то время в одной камере с Мурдаловым, которые выступали в суде в качестве свидетелей.