С необычно резкой критикой в адрес республиканской прокуратуры, в частности ее руководителя Валерия Кузнецова, выступил вчера, 16 мая, на специальных парламентских слушаниях о деятельности правоохранительных органов по обеспечению защиты прав населения чеченский омбудсмен Нурди Нухажиев, пишет «Коммерсант». "Со всей ответственностью можно сказать, что прокуратура республики не стала инструментом надзора в области соблюдения закона",— заявил господин Нухажиев. По его словам, "из 292 случаев похищений граждан, имеющих полную базу доказательств о причастности к ним сотрудников различных правоохранительных и силовых структур, ни прокуратурой республики, ни военной прокуратурой ни одно уголовное дело не доведено до суда".
Чеченский омбудсмен предложил чеченским властям поставить вопрос перед Гепрокуратурой о замене прокурора, а против "преступной бездеятельности" самой прокуратуры возбудить уголовное дело.
Сам Нухажиев, комментируя «Коммерсанту» свое выступление в парламенте, о прокуроре Кузнецове и других силовиках сказал следующее: "Они временщики (командированные.— Ъ) и думают только о том, как сделать здесь карьеру. Приезжают к нам полковниками, а уезжают генералами. Проблемы же в республике не решаются".
Господин Нухажиев уверен, что его мнение разделяет руководство республики: "Я знаю, что и президент Рамзан Кадыров недоволен работой правоохранительных органов, в частности прокуратуры". В самой же чеченской прокуратуре также убеждены, что столь резкий выпад со стороны официального правозащитника санкционирован сверху — вполне возможно, что он согласовал с Кадыровым свое выступление.
Между тем прокурор Чечни Валерий Кузнецов уверен, что работа республиканской прокуратуры сейчас как раз находится на подъеме, и претензии господина Нухажиева считает необоснованными. "Конечно, в нашей работе еще много недочетов, но прогресс очевиден: за последнее время прокуратура расследовала и довела до суда десятки дел о похищениях людей и коррупции высокопоставленных чиновников", - заявил он «Коммерсанту».
Кроме того, прокурор обратил внимание на тот факт, что стоит ему только выехать из республики, как сразу же начинают муссироваться слухи о его скорой отставке «или еще что-то в этом роде». Кстати и сейчас Кузнецов находится на лечении.
В этой ситуации представители правозащитных организаций находятся на стороне республиканской прокуратуры. Как рассказала «Коммерсанту» сотрудница чеченского филиала правозащитного центра "Мемориал" Наталья Эстемирова, "Валерий Кузнецов — это как раз прокурор, при котором прокуратура начала что-то делать". Она не исключает, что Кузнецова просто пытаются выжить из республики: "До него (Кузнецова.— Ъ) ситуация с правами человека в Чечне была намного хуже, а прокуратура вообще бездействовала, но почему-то никто на это не обращал внимания", - отмечает Эстемирова.
Подчиненные господина Кузнецова считают, что их начальник стал неугоден новому чеченскому лидеру из-за своей принципиальности. По мнению источников «Коммерсанта» в прокуратуре, президент Кадыров хотел бы видеть во главе этого ведомства более покладистого человека. Здесь вспомнили случай, когда в прошлом году по подозрению в получении взятки был задержан руководитель секретариата компенсационной комиссии Султан Исаков, человек из ближайшего окружения тогда еще премьера Рамзана Кадырова. "От нас требовали прекратить расследование и обвиняли чуть ли не в саботаже нацпроектов, хотя вина чиновника была очевидной", - рассказывают в прокуратуре. Кстати, суд так и не дал санкцию на арест человека Рамзана Кадырова, хотя прокуратура и настаивала на нем.
Если президент Кадыров добьется смещения Валерия Кузнецова и назначения своего кандидата на пост прокурора, ему будет проще разобраться и с единственной неподконтрольной властям республики милицейской структурой в Чечне — оперативно-розыскным бюро (ОРБ-2) при главном управлении МВД России по Южному федеральному округу, делает вывод издание.
Чеченский президент не раз предлагал прокуратуре обратить внимание на "незаконную деятельность этой организации", однако уголовные дела, все-таки заведенные по жалобам чеченцев на действия сотрудников ОРБ-2, заканчивались, как правило, ничем. Впрочем, другой вариант невозможен, поскольку именно сотрудники ОРБ-2, участвующие в расследованиях самых громких уголовных дел в Чечне, обеспечивают прокуратуре их раскрытие, пишет «Коммерсант».
Как сообщал ранее корреспондент "Кавказского узла", 5 мая по поручению президента Рамзана Кадырова вице-премьер правительства по силовому блоку Адам Делимханов провел совещание с участием руководства силовых структур, представителей парламента и Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике. Обсуждался вопрос, связанный с деятельностью ОРБ-2 на территории Чеченской республики, "в связи с многочисленными жалобами граждан на незаконные действия сотрудников этой структуры", уточнил чиновник в аппарате президента и правительства республики.
"При обсуждении ситуации вокруг ОРБ-2, исполняющий обязанности прокурора Чечни Черняев, председатель комиссии при Парламенте по проверке жалоб и заявлений граждан Хултыгов и Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Нухажиев подтвердили, что большинство жалоб и обращений граждан, поступающих к ним относительно применения пыток и жестокого обращения с задержанными, касаются именно ОРБ-2. Вице-премьер Делимханов подчеркнул, что, несмотря на достигнутую стабилизацию в республике, теперь приходится сталкиваться с тем, что произвол на территории Чечни сегодня творят не бандформирования, а правоохранительные структуры, призванные заниматься обеспечением прав и свобод человека", - говорит он.
"После детального обсуждения, участники совещания приняли решение обратиться к президенту Чеченской Республики Рамзану Кадырову с просьбой выйти на руководство МВД России и добиться ликвидации ОРБ-2", - утверждает собеседник. Ранее Рамзан Кадыров неоднократно заявлял о необходимости закрытия ОРБ-2, подчеркивая при этом, что деятельность этой структуры, включая и ее изоляторы временного содержания граждан, "противоречат Конституции Российской Федерации".
Между тем многие наблюдатели отмечали, что ОРБ-2, деятельность которого в Чечне действительно вызывает крайне негативную реакцию граждан, является практически единственной силовой структурой, которая не подчиняется Рамзану Кадырову.