После назначения прокурором Чечни Валерия Кузнецова произошли положительные сдвиги в расследовании преступлений, совершенных представителями силовых структур Чеченской Республики. Об этом заявила корреспонденту "Кавказского узла" сотрудница представительства Правозащитного центра "Мемориал" в столице Чечни Наталья Эстемирова, в своей работе тесно контактирующая с органами прокуратуры.
"Я не хочу петь славословия Кузнецову, но это человек, с которым мы начали работать. Ни с Кравченко, ни с Черновым работать было просто невозможно. При Кузнецове произошли положительные сдвиги", - утверждает известная правозащитница.
"Например, по Малике Солтаевой (над ней в прошлом году совершили издевательства сотрудники милиции г. Аргун Чеченской Республики, - прим. "Кавказского узла") дело доведено до суда. Расследуется дело по убийству, предположительно сотрудниками одной из силовых структур, человека в Аргуне. Были осуждены за разбои 18 бывших сотрудников Антитеррористического центра и патрульно-постовой службы милиции республики. Возбуждены были уголовные дела против чиновников, которые занимались мздоимством, и так далее", - приводит примеры успешной работы прокуратуры Чечни под руководством Валерия Кузнецова Наталья Эстемирова.
Хотя, по словам Эстемировой, о том, что всё гладко с расследованием тяжелых преступлений против человека в Чечне, говорить пока не приходится. "Мы не в восторге от работы прокуратуры. Кузнецов ведь - только часть системы. Система блокирует расследование дел по без вести пропавшим. Так было до назначения Кузнецова прокурором Чечни: ни одного дела не было расследовано. Есть масса следователей, которые не хотят работать вообще, и прокурору очень трудно заставить их что-то делать", - сказала сотрудница "Мемориала".
Как уже сообщал "Кавказский узел", в прокуратуре Чечни опровергли сведения о снятии с должности прокурора Валерия Кузнецова. В прокуратуре также сообщили, что в ближайший понедельник, 21 мая, Кузнецов вернется к исполнению своих обязанностей.
"Слухи об отставке Валерия Кузнецова со своей должности, мягко выражаясь, сильно преувеличены, - сказал в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" в Чечне работник республиканской прокуратуры. - В настоящее время он находится на лечении за пределами республики и непонятно, почему именно сейчас господин Нухажиев так озаботился нашей деятельностью. Понятно, что все это не его личная инициатива, а идет "сверху"".
Напомним: интрига вокруг республиканской прокуратуры начала разворачиваться после заявлений уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиева о необходимости поставить перед Генеральной прокуратурой России вопрос снятия с должности Кузнецова.
"Я со всей ответственностью могу сказать, что, к огромному сожалению, прокуратура Чеченской Республики не стала тем инструментом надзора в области соблюдения законодательства, во исполнение которого или наоборот нарушаются права граждан",- заявил Нухажиев 16 мая, выступая перед депутатами парламента Чечни. - Из 292 случаев похищений граждан, имеющих полную базу доказательств о причастности к ним сотрудников различных правоохранительных и силовых структур, ни прокуратурой республики, ни военной прокуратурой, ни одно уголовное дело не доведено до суда".
Нурди Нухажиев призвал возбудить против республиканской прокуратуры уголовное дело. Он также не преминул подчеркнуть, что деятельностью прокуратуры недоволен и глава Чечни.
Между тем, некоторые наблюдатели в Чечне склонны считать, что за резкими заявлениями в адрес прокуратуры республики и лично Валерия Кузнецова стоит руководство Чечни, в частности Рамзан Кадыров. То же самое, по их мнению, можно сказать и в отношении ОРБ-2, о необходимости ликвидации которого недавно заявили местные "силовики".