Анализ данных преступности и результаты прокурорского надзора указывают на то, что в условиях складывающейся критической алкогольной ситуации в Волгоградской области органами внутренних дел Волгоградской области не обеспечено эффективное противодействие незаконному обороту спирта, спиртосодержащих жидкостей и суррогатного алкоголя в регионе. К такому выводу пришли сотрудники прокуратуры Волгоградской области, анализируя результаты прокурорской проверки.
"Насыщение рынка дешевой фальсифицированной алкогольной продукцией и ее широкая доступность спровоцировали волну массовых отравлений граждан, начавшихся осенью 2006 года, - сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в пресс-службе прокуратуры Волгоградской области. - Вместе с тем, основой борьбы органов внутренних дел с распространением суррогатного алкоголя по-прежнему остается порочная "палочная" система. В результате усилия по выявлению мелких сбытчиков фальсифицированного алкоголя не затрагивают интересов производителей и крупных оптовиков некачественного алкоголя".
Сотрудники пресс-службы привели примеры плохой работы милиции. Так, за 4 месяца 2007 года за совершение преступлений, сопряженных с незаконным оборотом опасной для жизни и здоровья фальсифицированной алкогольной продукции, по ст.238 УК РФ к уголовной ответственности привлечено 22 виновных, из них 15 - за продажу 1-2 бутылок опасной для жизни и здоровья спиртосодержащей жидкости. Никому не предъявлено обвинение в совершении преступлений, сопряженных с оборотом опасной для жизни и здоровья граждан алкогольной продукции, в составе организованной группы. Между тем 15 уголовных дел, возбужденных в 2006-2007г.г. по ст.ст.238,109,118 УК РФ, в том числе по фактам массового отравления граждан, в Городищенском, Даниловском, Кумылженском, Среднеахтубинского, Ленинского, Новоаннинском, Серафимовичском, Тракторозаводском районах остаются нераскрытыми. Не принимаются меры по ликвидации нелегальной торговой сети на рынке алкогольной продукции. К уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность (ст.171 УК РФ), незаконный оборот немаркированной алкогольной продукции (ст.171-1 УК РФ), изготовление, сбыт либо использование поддельных марок акцизного сбора на алкоголь (ст.327-1 УК РФ) в 2007 году не привлечено ни одно лицо, а за весь прошлый год - только 3, причем никто из них не предан суду за совершение преступлений в составе организованной преступной группы.
"Свою неэффективную работу в борьбе с незаконным оборотом спирта и алкогольной продукции, организованной преступностью, взявшей под полный контроль нелегальный алкогольный бизнес, органы внутренних дел, несмотря на неоднократные требования областной прокуратуры, по-прежнему пытаются прикрыть приписками в статистических отчетах о возбужденных уголовных делах, привлеченных к ответственности лицах, объемах изымаемого из оборота алкоголя и количестве ликвидированных подпольных цехов по его производству", - отметила Л.И. Сергеева, старший помощник прокурора области.
Уже в 2007 году, по ее словам, количество изъятой из незаконного оборота спиртовой и алкогольной продукции в отчете за 1 квартал завышено почти на 24%. По отчету число возбужденных органами внутренних дел уголовных дел по незаконному производству спирта и алкогольной продукции возросло с 22 до 44. В действительности нет ни одного такого дела. Полностью не подтвердились данные о 6-ти выявленных органами внутренних дел подпольных цехах по производству алкогольной продукции. "Примером откровенной имитации активной борьбы с незаконным оборотом спирта и алкогольной продукции служат установленные при прокурорской проверке случаи фальсификации материалов об административных правонарушениях в Ворошиловском РОВД, - сообщила Лидия Игоревна. - Сотрудники милиции сначала неоднократно обращались за помощью к привлекаемому к уголовной ответственности ранее 7 раз судимому гражданину, используя его в качестве свидетеля, а также статиста при закупке алкогольной продукции у правонарушителей. Однако позднее в отношении указанного лица работниками милиции того же РОВД, в т.ч. участковым уполномоченным, ранее привлекавшим его в качестве статиста и свидетеля, составлено 4 протокола о совершении административных правонарушений, в т.ч. 3-за реализацию водки без акцизной марки, 1- за продажу фруктов без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Все протоколы находились в РОВД без движения, для рассмотрения в уполномоченные органы не направлялись. Как пояснил "правонарушитель", административных проступков он не совершал, а протоколы подписывал по просьбе сотрудников милиции, ссылавшихся на то, что им нужны показатели работы. Установленные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокуратурой Ворошиловского района уголовного дела по ч.1 ст.285 УК РФ".
Факты фальсификации сотрудниками милиции протоколов об административных протоколах в сфере незаконного оборота алкоголя, имеющие целью прикрыть бездеятельность, по словам работников прокуратуры, носят неединичный характер. Так, был осужден за злоупотребление должностным положением и служебный подлог старший участковый уполномоченный милиции Краснооктябрьского РОВД Клыгин В.И., который составил 4 фиктивных административных протокола в отношении одного и того же лица, якобы осуществлявшего продажу алкогольной продукции без акцизных марок. По аналогичным обстоятельствам преступления в настоящее время судом рассматривается уголовное дело в отношении участкового уполномоченного милиции Краснооктябрьского РОВД Яковлева В.А.
"Не иначе как желание придать видимость активной оперативно-розыскной деятельности по борьбе с незаконным оборотом алкогольной продукции расцениваются установленные при прокурорской проверке искажения данных о количестве дел оперативного учета, которые допускались оперативными подразделениями как на местах, так и в аппарате ГУВД", - отметила Л.И. Сергеева.
Оперативные службы органов внутренних дел не выполняют также требования законодательства об оперативно-розыскной деятельности, уклоняясь от проведения необходимых оперативно-розыскных мероприятий для изобличения лиц, в отношении которых имеется информации об их преступной деятельности на нелегальном алкогольном рынке.
В пресс-службе областной прокуратуры также отметили, что в решении задач изобличения и привлечения к уголовной ответственности преступников, занимающихся незаконным оборотом спирта и алкогольной продукцией, как в 2006 году, так и в 2007 году, силами УБОП ГУВД не задокументировано ни одного преступления. Малорезультативной остается работа УБЭП ГУВД на данном направлении. В организации работы по выявленным преступлениям, по которым возбуждены уголовные дела, нередко приходится сталкиваться с откровенным бездействием следственных органов и оперативных служб, что позволяет виновным лицам уходить от ответственности и оставаться безнаказанными.
Сотрудники прокуратуры Волгоградской области говорят о существовании в регионе, как минимум, двух организованных преступных групп, причастных к незаконному обороту спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Об этом свидетельствуют обстоятельства возбужденных в прошлом году двух уголовных дел, из-за некачественного расследования и ненадлежащего оперативного сопровождения которых необходимые доказательства для привлечения к уголовной ответственности виновных до настоящего времени не собраны.
В сентябре прошлого года было возбуждено уголовное дело по факту обнаружения в ООО "ТПК "Эльбрус" защитного средства "Кирюша" в количестве 5500 пятилитровых пластиковых бутылок, содержимое которых оказалось питьевым спиртом. Следственной частью ГСУ при ГУВД уголовное дело дважды незаконно прекращалось производством. Выводы об очевидном нежелании расследовать и раскрывать преступную деятельность лиц, нелегально поставлявших и сбывавших спирт в Волгоградской области, подтвердили результаты проведенных в марте т.г. следственным управлением прокуратуры области обысков в жилище руководителя, офисе и кафе ООО "ТПК "Эльбрус", в ходе которых изъяты 15 печатей коммерческих организаций, в том числе ликёро-водочных заводов Кабардино-Балкарской Республики, компьютерная техника и электронные носители, содержащие файлы с договорами, накладными, сертификатами качества, изображениями этикеток, идентичных настоящим, дневники и тетради с черновыми записями о реализации спирта и вино-водочной продукции, неучтенный в налоговом органе кассовый аппарат и т.д.
Широкий общественный резонанс получило возбужденное в октябре прошлого года уголовное дело в отношении организованной группы в составе 7 человек, которая организовала посредством железнодорожного транспорта незаконный ввоз из Республики Северная Осетия - Алания 33 железнодорожных цистерн со спиртом в количестве 253.861 дкл., наладила его реализацию на территории области, получив доход более 43 миллионов рублей. Масштаб и межрегиональный характер деятельности организованной преступной группы требовали от руководства Главного следственного управления при ГУВД и УБЭП ГУВД принять исчерпывающие меры к организации слаженной работы следователей и оперативных работников с целью сбора и процессуальной фиксации обстоятельств, подлежащих доказыванию, в том числе преступной схемы поставки в Волгоградскую область спирта и его распространения, причастности к незаконному обороту спирта и спиртосодержащей продукции всех лиц и их ролевого статуса, получения достаточных доказательств, дающих основание для предъявления обвинения. Несмотря на то, что срок следствия составляет семь месяцев, объективных доказательств, подтверждающих изложенные в постановлении о возбуждении уголовного дела обстоятельства совершения преступления, а также организованный характер преступной деятельности лиц, в отношении которых возбуждено уголовное дело, из-за следственно-оперативной волокиты до настоящего времени не добыто.
По результатам обсуждения хода следствия и оперативного сопровождения этих уголовных дел на оперативном совещании при прокуроре области в апреле 2007 года направлено обращение руководителю Следственного комитета МВД России о необходимости экстренного вмешательства с целью пресечения нарушений законодательства. Такое решение вызвано тем, что неоднократные законные требования областной прокуратуры не выполняются, руководство ГУВД Волгоградской области от осуществления контроля за расследованием и раскрытием этих уголовных дел самоустранилось.