2 июня 2007 года исполняется 45 лет с тех пор, как на Дворцовой площади города Новочеркасска Ростовской области произошел расстрел демонстрации рабочих.
Тогда, 2 июня 1962 года, в Новочеркасске была расстреляна демонстрация рабочих. Информация о случившемся долго не рассекречивалась. Лишь спустя 30 лет стало возможным приоткрыть завесу тайны и найти тех людей, которые сохранили воспоминания о «кровавой субботе».
События тех дней были строго засекречены в течение многих лет. Высшее руководство страны боялось огласки произошедших событий. Поэтому были предприняты все меры для того, чтобы информация никуда не просочилась - проверяли все письма горожан, подробно допрашивали всех, кто выезжал из Новочеркасска, о целях поездки. Сведения о новочеркасской трагедии удалось сохранить в глубокой тайне вплоть до конца 80-х годов.
Только в 1992 году документы были рассекречены и сняты расписки, которые давали свидетели событий. И только тогда по малым крохам удалось восстановить картину произошедших событий.
Весной 1962 года, жизнь в городе Новочеркасске нельзя было назвать благополучной. В городе не хватало продовольствия. Многие люди не могли прокормить свои семьи. В магазинах не было мяса, не хватало молочных продуктов. Тяжелый физический труд на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ) сочетался с низкой зарплатой и отсутствием нормальных условий труда. В цехах не было питьевой воды, не выдавалось молоко. Все эти условия довели рабочих до крайних мер.
С 1-го января 1961 г. на крупнейшем Новочеркасском электровозостроительном заводе в очередной раз начала проводиться кампания снижения расценок оплаты труда во всех цехах завода. Расценки снижались до 30-35 процентов. Последним цехом завода, где были снижены расценки в мае месяце, был сталелитейный. К этому времени рабочие других цехов уже как-то попривыкли в очередной раз к очередному ущемлению их интересов. Для рабочих же стальцеха снижение расценок еще оставалось болезненным. Утром 1-го июня 1962 года по центральному радиовещанию было объявлено о резком, до 35 процентов, "временном" повышении цен на мясо, молоко, яйца и другие продукты. Это был неожиданный и сильнейший удар по социальному положению всех трудящихся в СССР. Однако возникновению забастовки способствовало не только повышение цен. Острой в городе оставалась жилищная проблема.
В 10:00 около 200 рабочих завода прекратили работу и потребовали повышения расценок за их труд. В 11 часов они направились к заводоуправлению, по пути к ним присоединились ещё рабочие, в результате около заводоуправления сосредоточилось около 1000 человек, которые также прекратили работу. Люди требовали от начальства ответа на вопрос «На что им жить дальше?».
Рабочие собрались в сталелитейном цехе. Вышедший им навстречу директор предложил вернуться всем на свои места и работать дальше, а потом прибавил: «Если не хватает денег на мясо и колбасу, ешьте пирожки с ливером». Но рабочие не приступали к работе. Они жаловались на низкую зарплату, которая составляла 90-100 рублей в месяц. Людской поток рос. К полудню количество бастующих достигло 5000 человек. Они перекрыли железнодорожную магистраль, связывающую Северный Кавказ с центром РСФСР и остановили пассажирский поезд Ростов-Саратов.
В 10 часов утра Хрущёву было доложено о забастовке в Новочеркасске. Хрущев тут же связался с первым секретарём обкома партии, министром обороны (маршал Малиновский), руководителями МВД и КГБ, приказав всеми возможными мерами подавить сопротивление и направил А.Кириленко, А.Шелепина и Ф.Козлова на место событий разобраться и, в случае неблагоприятного развития событий, поднять войска.
Забастовка продолжалась до поздней ночи. Рабочие жгли портреты Хрущева и размахивали плакатами: "Дайте мясо, масло", "Нам нужны квартиры". Утром следующего дня было принято решение идти к зданию Горкома партии.
Ночью все жизненно важные объекты города (почта, телеграф, радиоузел, Горисполком и Горком партии, отдел милиции, КГБ и Государственный банк) были взяты под охрану, а из Госбанка были вывезены все деньги и ценности. И этой же ночью стали проводиться первые аресты.
Утром 2 июня под охрану был взят весь завод. Увидев такое оцепление, рабочие сказали офицерам, чтобы они работали сами, раз оккупировали завод, а сами направились в центр города к горкому партии. По пути к ним присоединились рабочие завода синтетических продуктов, завода «Нефтемаш», электродного завода и других предприятий.
Колонна рабочих двигалась прямо к горкому партии. Тогда был отдан приказ остановить движение любой ценой.
Все подразделения Новочеркасского гарнизона были подняты по тревоге и переведены в полную боевую готовность. А площадь перед администрацией города была уже заполнена людьми, требующими конструктивного диалога с представителями администрации. Поговорить с демонстрантами пытался первый секретарь Ростовского обкома КПСС Басов. Но рабочие продолжали отстаивать свои требования.
Узнав, что ночью проводились аресты, было принято решение направиться к зданию милиции и освободить осуждённых. При попытке захватить отдел милиции по демонстрантам был открыт огонь на поражение, в результате было убито 7 человек. Позднее выяснилось, что к освобождению арестантов призывал один из провокаторов, действовавших на стороне властей, которым нужен был повод к применению оружия.
После обращения начальника Северо-Кавказского военного округа к митингующим с просьбой разойтись, никакой реакции не последовало. Тогда был отдан приказ сделать предупредительный залп в воздух, поверх толпы. Он пришёлся по деревьям, с которых упали дети, наблюдавшие за событиями. Люди не отступали. В толпе появились жертвы. Стало ясно, что стреляют по людям. Как позднее выяснилось, стреляли сверху: в соседних зданиях сидели снайперы, а в чердачном помещении здания администрации находился пулемётчик. Пострадали и случайные прохожие, которые не имели никакого отношения к происходящим событиям.
После второго залпа вверх последовали одиночные автоматные очереди по толпе. В результате человек 10-13 остались лежать на площади. Началась паника. Толпа стала разбегаться, люди просто давили друг друга. Солдаты уже не стреляли. Тогда на площади погибли люди. Погибших тщательно скрывали. И, прежде всего от родственников. Для скрытности происшествия ни одного погибшего не отдали родственникам.
Позднее в Новочеркасске прошёл суд над «зачинщиками беспорядков». Они были выявлены благодаря агентам, которые специально делали фотографии возмутившийся толпы. Тех, кто на этих снимках вёл себя наиболее активно, вызывали в суд. Им были выдвинуты обвинения в бандитизме, массовых беспорядках и попытке свержения Советской власти, почти все участники признавали себя виновными. Семеро из «зачинщиков» были приговорены к расстрелу, остальные 105 получили различные сроки заключения. Впоследствии все они были реабилитированы.
Спустя 45 лет в Новочеркасске помнят о жертвах той страшной трагедии. И до сих пор 2-го июня люди приходят к мемориалу, установленному в Александровском парке, чтобы возложить цветы памяти погибшим.