Изучение истории и современности родного края способно подтолкнуть к выводу о необходимости активного изменения действительности и защите гражданами своих прав. Это подтверждает опыт учениц 10-Б класса Матвеево-Курганской СОШ №1 (Ростовская область) Татьяны Авдеенко и Лилии Журавлевой. Они стали призерами конкурса «Человек в истории. Россия - XX век», проводимого «Мемориалом» совместно с Союзом краеведов России и РГГУ. В своей работе «Граница по судьбе» школьницы описали историю села Авило-Успенки, разделенного на две части российско-украинской границей.
На уроках истории Ольги Столбовской ученики часто задают вопросы, ответы на которые не найдешь в учебнике.
«Когда на Украине происходила «оранжевая революция», Эдик Андреасян спросил: «А совместимы ли выборы и революция?» Из этого вопроса потом выросло исследование о том, как в наших краях проходили выборы, начиная с 1918 года и до последней кампании, - рассказывает Ольга Ивановна Столбовская. Недавно она была награждена как лучший учитель конкурса «Человек в истории. Россия - XX век». - А Наташа Головина как-то на уроке, когда разговор зашел о малой родине, спросила: «А может ли быть малой родиной место, где ты не родился?» От хутора Бирючий, где жили ее предки, сейчас осталось только часть кладбища в лесополосе. Интересный вопрос. Его могли бы задать многие люди, живущие на территории бывшего СССР, в том числе на Кавказе. Ведь многие хутора и села, признанные, как Бирючий, неперспективными, исчезли на карте. Но человек продолжает считать их своей родиной».
«Хорошо, что есть такой конкурс, который стимулирует исследовательскую активность детей и помогает им самостоятельно искать ответы на волнующие их вопросы. Мы участвуем в нем с 2003 года, - говорит учитель. - Дети иногда спрашивают о том, о чем никто до них не задумывался.
Например, конкурсная работа Даши Кошелевой была посвящена состоянию памятников в нашем поселке. Как выяснилось, в небольшом Матвеевом Кургане их 14. Многие находились в плачевном состоянии. После того, как главы из работы были опубликованы в местной газете «Деловой Миусс», меня вызывали «на ковер» местные власти. Им не понравилась критика, и то, что в работе Даши рассказывалось о том, как местная молодежь, назначая свидания у памятника Ленину, говорит: «Встретимся у Вовки Каменного». Правда, через некоторое время многие заброшенные монументы все же привели в порядок».
Бесценный материал, собранный учениками, и получивших высокую оценку и призы конкурса «Человек в истории. Россия - XX век», Ольга Столбовская использует на уроках истории.
Тема последней работы, выполненной 10-классницами Татьяной Авдеенко и Лилией Журавлевой, возникла не из вопроса, заданного учениками на уроке, а из старой пожелтевшей газеты. В публикации шла речь о жителях села Авило-Успенка, где государственная граница прошла по живому, разделив родственников и сделав жизнь многих людей намного сложнее.
«От Матвеева Кургана Успенка находится в получасе езды на электричке, - говорит Лилия Журавлева. — Там живут родственники Татьяны Авдеенко, а моя мама в Успенке когда-то работала. Поэтому мы и заинтересовались проблемами этого села».
«Успенка находится на пересечении дорог, там идет оживленный торг, через нее ежедневно проносятся сотни людей с баулами, обеспокоенные своими проблемами. И мало кто останавливается, чтобы поговорить с местными жителями, поинтересоваться их проблемами», - рассказывает Ольга Столбовская. По ее словам, когда девочки спрашивали успенцев об их жизни, те демонстрировали открытость, были очень довольны тем, что кто-то интересуется их судьбой».
Между тем, судьба Успенки необычна, происходящее здесь напоминает трагифарс.
«Мы слышали, что лицо каждого государства - его граница. Именно с нее начинается знакомство всех приезжающих со страной, создается первое впечатление о государстве, - так начинается конкурсная работа «Граница по судьбе». - Мы думаем, что Успенка - как раз такое лицо. Но о нем не помнят высокие власти ни Украины, ни России, они попросту забыли о мытарствах и бедах его жителей».
О проблемах местного населения матвеево-курганские десятиклассницы узнавали из многочисленных бесед, знакомства с архивными материалами и публикациями прессы, не оставившей без внимания жизнь необычного села.
Для начала школьницы решили узнать побольше об истории Успенки с момента ее основания в конце 19 века. Когда они знакомились с жизнью села в период Великой Отечественной войны, не обошлось без открытий: в одном из источников шла речь об Иване Авдеенко, который в 1943 году вместе с товарищем взорвал автомашину со снарядами, еще одну вывел из строя, а также убил шестерых солдат и одного офицера.
«Мы обратили внимание на фамилию Авдеенко. Оказалось, что это двоюродный дед Тани. Ему тогда было 14 лет. В семье о его биографии знают мало, он плохо слышал, стеснялся этого и в последние годы жизни мало с кем общался. Он был человеком скромным, трудолюбивым, умер в 2003 году, так что и для родных Тани его подвиг во время Великой Отечественной войны стал открытием. Наград у него не было. Видимо, донесение секретаря Анастасиевского райкома ВКП(б) Сарычева оказалось безрезультатным. Иван Андреевич не пользовался никакими льготами. Жалко, что Таня уже не сможет поговорить с ним, узнать о его жизни побольше», - написали школьницы.
Жители села рассказали им, как в послевоенные годы всем миром строили из природного камня дома («единственной платой за помощь была еда»), как в 1958 году в Успенке побывал Никита Хрущев, чей поезд остановился по дороге в Сочи. Одним из поворотных событий в жизни села стало упразднение сельсовета в 1954 году, когда с потерей статуса населенный пункт стал терять и внимание местных властей.
В 70-80-е гг. жителям Успенки, чтобы добыть продукты, приходилось ездить в соседнюю украинскую Амбросиевку. Украинцы называли приезжих «саранчой», и доходило до того, что в выходные дефицитные товары в магазинах убирали с прилавков.
Но даже та тяжелая и невеселая жизнь села, как выяснили авторы работы, не идет в сравнение с теми испытаниями, которые пришлись на долю успенцев в 90-е гг. прошлого века: «В 70—80-е годы жители села воспринимали свою принадлежность к России даже как какую-то ущербность. Украина снабжалась лучше, ее жители считали, что россияне их «объедают», слишком много «их» товаров увозят в Ростовскую область. В октябре 1991 года, когда Украинская ССР проводила референдум о независимости, авило-успенцев никто не спросил. Считалось, что село относится к Ростовской области, а значит, оно российское. Да и сами жители думали тогда, что они россияне.
Самым большим событием в истории этого тихого полуукраинского-полуроссийского села стало установление государственной границы Украины с Россией. В 1995 году оказалось, что не все село российское и не все жители - граждане России. Граница прошла по его улицам и даже огородам. Однажды утром люди проснулись и обнаружили железобетонный забор вдоль всей железной дороги, по обе ее стороны - высотой два метра, длиной полтора километра. Как пишет газета «Родник», «чтобы при досмотре таможни злоумышленники не дали деру из поездов. Так и оказались улицы Железнодорожная, Колхозная, Победы и Новая по левую сторону от берлинской стены, а остальные дома, включая аптеку, школу, магазины, почту, фельдшерский пункт - на правой. В той же газете опубликовано мнение заместителя председателя Комитета Государственной думы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрея Савельева: «Подобная ситуация стала возможной только потому, что Государственная дума ратифицировала договор о границе с Украиной вслепую, не вникнув в реальное положение дел. Когда документ обсуждался, представителей пограничных территорий даже не выслушали ни в Государственной думе, ни в МИДе России. В то же время работники внешнеполитического ведомства клятвенно заверяли: все пограничные вопросы решены, в том числе и вопросы жизнеобеспечения приграничных территорий. В подтверждение этого был представлен документ, который самым подробным образом описывал все точки границы. Насколько добросовестно он составлен, видим по ситуации в селе Авило-Успенское. И таких населенных пунктов, которые нынче разрезаны по живому из-за равнодушия к человеческим судьбам, немало. Передвинуть пограничные столбы уже нельзя».
Местные жители рассказали, что для того, чтобы попасть к родственникам в «заграничную» часть села, надо оформлять пропуска, к селянам с большими трудностями добирается «скорая помощь».
«Труднее всего в Авило-Успенке умирать (...)Чтобы похоронить умершего, нужно оформить множество документов, а чтобы перенести его через таможенные пункты - еще больше».
Если в советские времена жители Успенки завидовали украинцам, то сейчас наоборот - лучше иметь российский паспорт. Оставшиеся на украинской стороне 30 человек завидуют россиянам: «Пенсию им выдают в гривнах, а все магазины - на российской стороне. Цены в рублях выше, а пенсии в гривнах ниже. Менять деньги можно только в Амвросиевке, за 20 километров. Автобусы туда ходят, но брать их нужно штурмом – очень много людей, приехавших на электричке до конечной станции, хотят попасть на Украину».
Местной достопримечательностью стала усадьба семьи Доброноговых, по которой прошла государственная граница: «Российские газеты пишут, что у деда Доброногова на украинской стороне оказались туалет, кухня и огород, а дом на российской; украинские – наоборот, что туалет и усадьба оказались в России, а дом на Украине. Но все сходятся в одном: члены семьи Доброноговых, а также их хозяйство (куры да утки) оказались злостными государственными нарушителями. Переходят границу по 20 раз на дню! Доброноговы добились российских паспортов, пенсий в рублях, однако не все их проблемы решены. Им обещали, что дом их припишут к России, но воз и ныне там – документы до сих пор не оформлены».
«Татьяна и Лилия были очень увлечены подготовкой работы. Все мои ученики, исследовавшие ту или иную волнующую их тему, в результате внутренне меняются, - считает Ольга Столбовская. — Изменяются их интересы, расширяется кругозор, их жизнь становится наполненной, они приходят к неожиданными для себя выводам. Мне кажется, это и есть воспитание патриотизма, более продуктивное, чем участие в каких-нибудь митингах».
Татьяна Авдеенко и Лилия Журавлева тоже пришли к своим выводам. «Когда мы собирали материал о селе и станции Успенской, то думали о том, как много, наверное, есть в России таких вот милых и скромных сел с такими приветливыми жителями, - говорят девочки. - Все они живут своей жизнью, растят детей, трудятся. Мы опасались, будет ли то, что мы делаем, интересно кому-нибудь, кроме нас. Когда мы поехали в Успенку, оказалось, что жители не меньше нас интересуются историей своего села. И мы договорились, что собранный материал передадим в библиотеку Успенки.
Работа над этой темой раскрыла для нас важную проблему, которую надо решать на межгосударственном уровне: никакие границы не могут быть помехой для осуществления прав человека. И оправдания государствам, которые «ратифицировали договор о границе с Украиной вслепую, не вникнув в реальное положение дел», не кажутся нам существенными. Какая же это власть, которая не вникает в положение дел? Мы считаем, что конституционные права как россиян, так и украинцев, не должны нарушаться нигде, в том числе и в пограничной зоне.
Многое зависит от самих жителей. Когда мы разговаривали с людьми, нас поразили пессимистичные ноты: «плохо живем», «будет еще хуже», «о нас вспоминают только перед выборами». Нам кажется, что люди должны напоминать о себе властям более активно, постоянно тревожить тех депутатов, за которых они отдавали голоса на выборах, добиваться решения своих проблем.
Люди многое могут. В этом нас убедила история Успенки. Мы считаем, что здесь есть многое для процветания, требуется только активность жителей и внимание власти».
Как сообщал ранее "Кавказский узел", 7 мая завершилась церемония подведения итогов уже восьмого по своему счету Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия - XX век». Конкурс, объявленный Обществом «Мемориал» весной 2006 года, собрал более трех тысяч работ школьников со всей России. 7 мая жюри определило победителей - ими стали работы-проекты около 40 участников из 30 регионов страны.