Вчера, 2 июня, в городе Новочеркасске Ростовской области прошел траурный митинг, посвященный памяти Новочеркасской трагедии 1962 года. На нем присутствовали представители администрации города, а также те, кто знает и помнит о событиях того страшного лета.
2 июня на Дворцовой площади Новочеркасска было много людей. Почти каждый житель Новочеркасска, кому сегодня за 60, знает и помнит события так называемой "кровавой субботы" 1962 года и ее последствия, хотя всей правды о трагедии уже не узнать.
В выступлении перед горожанами Татьяна Бочарова, президент Фонда Новочеркасской трагедии 1962 года, рассказала о проблеме архивов: "На сегодняшний день все оставшиеся архивы событий практически уничтожены. Те, что остались - недоступны".
"Этот день не забыть, потому он носит печать траура", - говорил в своем обращении мэр города А.П. Волков. После обращения мэра, были возложены венки и цветы к камню-памятнику в Александровском парке. В этот же день на новом городском кладбище была открыта доска с именами расстрелянных по суду участников демонстрации 1962 года. Эти имена долгое время находились под грифом секретности - у родственников не было возможности поставить памятников погибшим. Но теперь эти имена реабилитированы и увековечены в мемориале возле могил с перезахороненными телами погибших.
Участники митинга и наблюдатели долго не покидали Александровский парк - делились воспоминаниями.
Мужчина лет 60-и, не пожелавший представиться: "Я был тогда мальчишкой. Стояла жара. Возвращались с речки. Заметили, у завода собираются рабочие, и локомотив плакатами разукрашен. Вот так узнали о забастовке. Видели потом, как на высоковольтных вышках мелькало: "Мясо, масло...".
Седой пожилой мужчина (также не назвал своего имен): "А я ушел. Вовремя ушел. Восемнадцать лет мне тогда было. Стояли, просто смотрели от любопытства, что будет. Потом товарищ отвел меня в сторону, вглубь парка. Услышали выстрелы. Когда подошли, трупы уже собирали. И тут же рядом стояли грузовые машины с асфальтом - моментально кровь закатали. Будто знали, что так будет".
Женщина в возрасте за 60 (не захотела представиться): "Муж меня тогда никуда не пустил. Все, что видела - третьего числа уже не было ни трупов, ни крови, а на подступах к Горкому партии стояли автоматчики. В 1962 году у меня родился сын...".
Галина Алексеевна Нестерова, очевидица: "Мне тогда было 16 лет. Началась школьная практика. Возили меня и одноклассников на п. Татарский. Уже первого числа пошли разговоры о повышении цен на мясо, а второго, возвращаясь с практики, узнали о забастовке. Нас высадили у начала Московской (одна из главных улиц Новочеркасска) и сказали: "Дальше добирайтесь сами". Мы и пошли. Навстречу мальчишки бегут и кричат: "Война началась!". А нам любопытно: какая такая война? Прошли через шеренгу солдат, немного слукавив, якобы мы рядом с площадью живем. Видели в гастрономе окно разбито и в парикмахерской тоже. Похоже - стреляли. Вокруг солдат полно, нерусских. Прошли на площадь и вдруг услышали залпы. В парке тогда большие цветники в вазах каменных стояли. Мы мигом за этими вазами попрятались. Стало страшно. Разбежались. Потом назначили комендантский час - с 21 до 6. А мы не верили тогда - молодые были...".
Виктория Ильинична Колесникова (жила тогда недалеко от места происшествия): "Комендантский час помню. Возвращались со школы и сразу домой. Запирались и смотрели, как часовой ходил от одного конца улицы к другой. Шептались, и очень страшно нам было. По 12 лет тогда было...".
Современники трагедии 1962 года говорят, что после случившегося запрещено было говорить о расстреле. Скрывали каждый факт, каждое имя погибшего на площади. Да и сейчас многим из пожилых людей не хотелось об этом говорить лишний раз: "Такая давность - все уже пылью поросло. Слышали об этом. Знали. Переживали. Только вспоминать не хочется. Да и зачем?"
"Власти всегда хотели Новочеркасск выселить - уж очень тревожно было в казачей вольнице...", - отметил один из участников митинга.
Стоит отметить, что 2 июня 2007 года, как и 45 лет назад, также выпало на субботу. В 1962 году свадеб на Дворцовой площади не отмечали, отменили празднование выпускных вечеров. А 45 лет спустя молодожены спокойно проходят мимо камня со свежим траурным венком.
Некоторых из тех, кто зафиксировался на пленках КГБ во время демонстрации, отправили в лагеря. Живыми вернулись не все. "Когда меня спрашивают, какой самый страшный день в моем заключении, я отвечаю: когда меня освободили. Потому что я знала, что теперь мой сын находится где-то в интернате, что он воспитывается неизвестно кем. И больно было узнать, что ты вышел на свободу, но в ней ты никто", - говорит Валентина Евгеньевна Водяницкая, 12 лет отсидевшая в концлагере после тех событий. Сегодня она традиционно собирает у себя дома "узкий круг" тех, кто был причастен к трагедии 1962 года, чтобы вспомнить о той трагической странице советской истории.