5 июля бывшая сотрудница газеты Айбениз Гасан-заде пришла в редакцию газеты "Улус" в 10:00 утра. В это время в редакции еще не было учредителя газеты Ягуба Аббасова. Гасан-заде ожидала его до 13:00. После его прихода она обратилась к нему с просьбой, чтобы он как учредитель газеты поставил печать под ее заявлением от 5 мая об уходе с работы. Ягуб Аббасов заявил, что этим занимается главный редактор. Гасан-заде вышла из кабинета Аббасова и позвонила по мобильному телефону. В присутствии журналистов она спросила у неизвестного собеседника: "Почему меня сюда прислали? У меня не получается". После этого она вернулась в кабинет и начала оскорблять Ягуба Аббасова, выражаясь нецензурными словами. В комнате в это время находились Эхтияд Фейзулаев и Мамед Назимоглу. Эхтияд Фейзулаев, взяв Гасан-заде за руку, силой вывел ее из помещения. Уже через 20 минут после случившегося в редакцию явились полицейские из 9-го отделения Сабаильского районного управления и заявили, что к ним обратилась А. Гасан-заде по поводу ее избиения в редакции Аббасовым, Фейзулаевым и Сурхай Годжаевым. У всех троих были взяты объяснения. Примечательно, что Сурхай Годжаев вообще не видел Айбениз Гасан-заде.
Только через 5 дней, то есть 10 июля, Гасан-заде прошла медицинское обследование. В заключении судмедэкспертизы от 30 июля, в его описательной части говорится, что Гасан-заде получила "легкие телесные повреждения, не наносящие ущерба здоровью". В заключительной же части вывод иной: менее тяжкие телесные повреждения, связанные с сотрясением мозга(?).
10 июля следственное управление полиции возбудило уголовное дело по статье 221.2.11 УК АР (злостное хулиганство; от двух до пяти лет).
13 июля были арестованы Аббасов и Годжаев. Фейзулаев скрылся и находится в настоящий момент в розыске. 15 июля Сабаильский районный суд под председательством Алима Намазова вынес решение о применении меры пресечения в виде заключения под стражу на срок 3 месяца. Апелляционный суд, состоявшийся 21 июля под председательством Шахина Юсифова, оставил решение в силе.
Обращают на себя внимание следующие факты:
Годжаева вообще не было в комнате, с Гасан-заде он не встречался. При этом его арестовывают.
Полиция проявила удивительную для Азербайджана оперативность, явившись через 20 минут после вызова, причем из 9-го Сабаильского отделения полиции, хотя рядом с редакцией находится районное управление полиции, а участковый пункт расположен вообще всего в 15 метрах. Но в редакцию пришли сотрудники именно 9-го отделения полиции, что наводит на мысль о том, что провокация была подготовлена именно там.
Еще до появления полиции, то есть через 5-10 минут после случившегося, в редакцию газеты "Улус" стали звонить журналисты из других газет и интересоваться, действительно ли арестованы Аббасов и Годжаев(?).
Все 8 свидетелей обвинения - мелкие уличные торговцы, связанные с полицией - дали показания не 5 июля, непосредственно на месте происшествия, а сами якобы пришли в 9-е отделение полиции и дали показания 6-7 июля(!).
С тем, где произошло избиение, также неясно. Первоначальная версия - в редакции, вторая версия - на улице (очевидно, чтобы притянуть больше "свидетелей").
Показания свидетелей защиты - сотрудников редакции "Улус" - следствие отвергает, ссылаясь на то, что они заинтересованные лица.
По статье 221 практически никогда не применяется мера пресечения в виде ареста.
В течение 17 дней арестованные были лишены возможности видеться с адвокатом. Осман Кязимов, адвокат обвиняемых, обжаловал подобные действия следователя в суде.
Факт ареста журналистов "Улуса" можно расценить, как продуманную провокацию с целью давления на оппозиционную газету - орган политической партии АДП. Попытки закрыть "Улус" предпринимались неоднократно. В 1999 г. по иску секретаря президентского аппарата Эльдара Намазова газета была оштрафована на миллион манат. В 2001 г. Наримановский суд по иску главы исполнительной власти города Х.Аббуталова вынес решение о закрытии газеты на один месяц.
Примечательно, что судья апелляционного суда Шаин Юсифов, отменивший 8 июня 2001 решение суда о взятии под стражу трех полицейских из 9-го отделения полиции, обвиненных в убийстве(!) гражданина Ильгара Джавадова, уже 21 июля оставил в силе решение об аресте журналистов, якобы "нанесших легкие телесные повреждения".