Участники массовой драки в Ставрополе 24 мая, представители общественных организаций и жители города считают, что в крае назревает масштабный межнациональный конфликт.
На прошлой неделе в Ставрополе были арестованы первые подозреваемые по делу о массовой драке 24 мая, в результате которой погиб чеченский студент и десятки людей получили ранения. Правоохранительные органы назвали драку бытовой, однако участники конфликта и представители общественных организаций города считают, что в крае назревает межнациональный конфликт, пишет газета "Коммерсантъ".
Согласно сообщению этого издания, Северо-Западный район Ставрополя, в котором произошел упомянутый выше конфликт, издавна пользуется дурной славой среди кавказской части населения города. Местные жители свидетельствуют, что именно здесь происходит больше всего драк на межнациональной почве, а в последнее время в районе участились "рейды" местных скинхедов.
В этом районе можно увидеть много людей с кавказской внешностью, тогда как на заборах и остановках можно неоднократно увидеть надписи: "Чурки, вон из города!", "Ставрополь - город для русских" и им подобные.
В то время как власти Ставрополя и правоохранительные органы края решительно отрицают национальный мотив драки в Северо-Западном районе, город полнился слухами о том, что милиция и власти пытаются скрыть истинные обстоятельства и мотивы драки, а очевидцы конфликта уверенно утверждают, что во время драки обе стороны выкрикивали националистические лозунги.
Как уже сообщал "Кавказский узел", после событий 24 мая кавказцы собрались на несанкционированный митинг и требовали наказания виновных. "Или приструните скинхедов, или на Ставрополье начнутся массовые беспорядки!", - кричали митингующие.
На следующий день после митинга кавказцев один из организаторов стихийной акции, наиболее активный ее участник - руководителем организации "Братский союз народов Кавказа" Асхабали Алибеков в беседе с корреспондентом "Коммерсанта" изложил свою версию массовой драки на северо-западе Ставрополя.
"23 мая скинхеды избили двух чеченских студентов,- говорит Асхабали. -Одного доставили еле живого в больницу с черепно-мозговыми травмами. А 24-го у клуба игровых автоматов "Мидас" собрались группы славян и кавказцев, чтобы разобраться по этому поводу. Ребята решили выйти один на один, решить спор в поединке. Пока они дрались, милицейская машина стояла напротив, и из нее за дракой наблюдали. Потом, когда поединок закончился и все должны были разойтись, кто-то из славянской группы кинул в кавказцев бутылку. Началась потасовка. Подскочили милиционеры и тоже стали бить, причем только кавказцев. Когда началась уже настоящая бойня и в ход пошли кирпичи, тротуарная плитка и арматура, подъехал ОМОН. Началась стрельба".
Комментируя гибель в драке чеченского студента Гилани Атаева, Асхабали Алибеков отметил: "Родители отправляли его на учебу, а не на войну. А получили из Ставрополя труп. А знаете почему? Потому что и властям, и правоохранительным органам наплевать на это. Черные здесь все - бандиты. И вот результат - труп. А если чеченцы, ингуши мстить начнут?".
"Омоновцы и милиционеры живут все еще понятиями войны,- добавил Алибеков. - У нас тут ОМОН называют особым отрядом нацистов. Многие из них воевали в Чечне и сейчас в мирной жизни продолжают воевать с чеченцами".
Глава чеченской диаспоры Ставропольского края Ваха Кучиев также подтвердил корреспонденту "Коммерсанта", что ОМОН в драке избивал только лишь кавказцев, и выразил уверенность в том, что чеченский юноша скончался в результате действий силовиков. "Главная причина этой трагедии - беспредел правоохранительных органов. Все свидетели подтверждают, что ОМОН бил дубинками только кавказцев. Понимаете, что это значит?", - недвузначно вопрошает Кучиев.
Глава чеченской диаспоры Ставрополья дал понять, что не исключает возможности мести выходцев с Кавказа: "Они, конечно, могут. Но мы контролируем ситуацию. Мы держим связь с родными этого парня. Я не думаю, что они пойдут на криминал. Это нормальная семья. Хотя все в руках Аллаха".
Председателя Союза славянских общественных организаций Ставрополья Владимир Нестеров также убежден, что массовая драка, произошедшая 24 мая в Северо-Западном районе Ставрополя, - как бы не пытались преподнести ее власти - межнациональный конфликт, который уже давно назревал и теперь "прорвался".
"И это только начало. Если случится еще одна подобная драка, то это будет Кондопога, умноженная в сто раз, потому что громить пойдут всех и вся", - заявил В.Нестеров.
Надо отметить, что жители Ставрополя и особенно "проблемных" его районов уже давно начали опасаться массовых беспорядков и погромов на национальной почве и заявляют, что кровопролитные этнические конфликты не только в Ставрополе, но и во всей России давно стали привычным делом.
"У нас даже поднимать народ не надо, все пойдут громить приезжих, - сообщила газете "Новые известия" жительница Ставрополя. - У нас живет много тех, кто воевал в Чечне. И тут будет намного жестче, чем в Кондопоге".
Напомним, что драка в Кондопоге между местными жителями и выходцами с Кавказа произошла в ночь на 30 августа 2006 года. В ней приняли участие несколько десятков человек, а ее результатом стала смерть 27-летнего Григория Слизова и 32-летнего Сергея Усина. Кроме того, шесть человек были ранены.
2 сентября 2006 года, после митинга, на котором горожане потребовали наказать подозреваемых в убийстве кавказцев, в Кондопоге начались беспорядки. По словам очевидцев, около 100 молодых людей, разгоряченных алкогольными напитками, двинулись по улицам города, блокируя движение автотранспорта и забрасывая камнями проезжающие машины.
По словам очевидцев, милиция города даже не предпринимала попыток им помешать, видимо, опасаясь спровоцировать более серьезные беспорядки. Воспользовавшись этим, несколько десятков человек подожгли ресторан "Чайка" и начали громить коммерческие палатки, принадлежащие коммерсантам из кавказских республик.
Урегулировать ситуацию удалось лишь после прибытия в город дополнительных сил ОМОНа из Петрозаводска, эвакуации из города семей чеченцев и приезда в Кондопогу президента Карелии Сергея Катанандова, который провел переговоры с представителями чеченской диаспоры и добился выдачи правоохранительным органам шестерых подозреваемых в убийствах.