Для обеспечения водой столицы Южной Осетии, на территории Цхинвала началось бурение трех артезианских скважин. Работы проводятся североосетинской организацией, специально прибывшей в Южную Осетию - об этом корреспонденту «Кавказского узла» сообщили в пресс-службе правительства Южной Осетии.
А на данный момент жителям города воду развозят на цистернах. Около двух десятков машин на многотысячный город. Воду развозят по жесткому графику, иногда привозят в полночь. «Вчера, к нам воду привезли в три часа ночи. Таскали с сестрой на пятый этаж. Надеюсь, завтра-послезавтра опять привезут», - говорит Инна Качмазова, студентка. Цхинвальцы приходят друг другу на выручку. Водители стараются обеспечивать водой и себя, и своих соседей. Питьевую воду привозят из источников вблизи города. В очередях приходится ждать не один час.
Однако паники или других проявлений истерии не наблюдается. «За семнадцать лет независимости от Грузии мы много чего пережили. Переживем и это. Тем более, что мы видим, никто в руководстве не сидит сложа руки», - говорит директор детского садика №18 Лиана Тедеева.
Особенно трудно обходиться без воды детским дошкольным учреждениям, роддомам, больницам, пансионатам. Как рассказала корреспонденту «Кавказского узла" обитательница пансионата «Забота» Вера Цховребова, им приходится нелегко.
«Воду нам привезли позавчера. Набрали ее во всевозможную тару: бочки, кастрюли, ведра, тазики. Ее хватит на сегодня, завтра. Потом опять не будет. Нехватка воды чувствуется. Мы дрожим над каждой каплей. Нужно еду готовить, мыть посуду, белье, чистить полы в комнатах, в коридорах... Особенно тяжело приходится лежачим больным. Сейчас наша прачка из-за нехватки воды не работает. Очень тяжело. Неужели грузины не люди, как они не понимают?..» - вздыхает Вера.
О том, по чьей вине в Цхинвале нет воды, здесь никаких сомнений. «Все этот Санакоев виноват. Врезки в водопроводную трубу были и в прошлом году, но теперь он приказал не допускать ремонтные бригады к месту повреждения. Президентом нашей Республики захотел стать. А как он может стать нашим президентом, когда я сам по телевизору видел, как он руку Саакашвили пожимал?! Когда к нему Окруашвили приезжает, который только и хочет что нашей крови напиться?!» - взволнованно говорит Федор Джиоев, пенсионер. «Предатель!» - заключает пожилой мужчина.
Официальное мнение немногим расходится с «гласом народа». «То, что сейчас делается руками Санакоева с водой, срежисировано в Тбилиси. Грузия создает невыносимые условия жизни для нашего населения», - считает министр внутренних дел южной Осетии Михаил Миндзаев.
В руководстве Южной Осетии отмечают, что Грузия пытается использовать воду как рычаг давления на республику. «Грузия готовится к войне, к силовому решению грузино-осетинского конфликта и в преддверии этого делает попытки морально ослабить население Южной Осетии. Они заинтересованы в том, чтобы ситуация здесь ухудшалась», - заявил 3 июня корреспонденту «Кавказского узла» сопредседатель юго-осетинской части Смешанной Контрольной Комиссии (СКК) Борис Чочиев.
Проблем с водоснабжением Цхинвала можно было бы избежать, если бы ремонтные бригады во время были допущены до места повреждения. Грузинские полицейские не пропускали туда ни их, ни представителей Миссии ОБСЕ, ни миротворцев.
3 июня не были пропущены даже российские и юго-осетинские журналисты. «Грузинская сторона грубо нарушила права осетинских и российских журналистов на получение правдивой информации об истинных причинах сложившейся гуманитарной катастрофы», - оценили шаг Тбилиси в Комитете по информации и печати Южной Осетии.
Между тем, опасность начала нового вооруженного противостояния в зоне грузино-осетинского конфликта становится все более реальной. Пока основное население пытается решить проблему с водой, грузинская сторона продолжает укреплять фортификационные сооружения в зоне конфликта.
Этот факт подтверждают и мониторинги, проведенные наблюдателями от Смешанных Сил по поддержанию Мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта и офицерами Миссии ОБСЕ. «Группой военных наблюдателей установлено, что в районе н.п. Двани продолжаются земляные работы по оборудованию фортификационных сооружений», - сообщили в Объединенном Штабе ССПМ.
Кроме того, сотрудники МВД Грузии продолжают работы по укреплению инженерных сооружений на полицейском посту «Эргнети». 25 мая группа сотрудников грузинской полиции приступила к оборудованию фортификационных сооружений в районе н.п. Хеити.
Как объяснил корреспонденту «Кавказского узла» министр внутренних дел Южной Осетии Михаил Миндзаев, Грузия приступила к реализации летнего плана.
«По имеющимся у нас данным Грузия будет провоцировать нас на ответные действия. С одновременной ползучей аннексией наших территорий. Сейчас они пытаются на всех стратегически важных постах оборудовать инженерные сооружения, окопы и траншеи.
Они их делают долговременными. Оставляют на ночь охрану, дежурные огневые средства. Такие действия мы наблюдаем у сел Ергнети, у Присских высот, в Знаурском районе у телевышки и т.д. Скорее всего, они попытаются подняться на высоту у села Тамарашени (грузинское село у северной границы Цхинвала), к лесным массивам.
Цхинвал окажется со всех сторон окруженным грузинскими военными. Нам известно, что на определенном удалении от границы Южной Осетии находятся так же их дополнительные подразделения.
«Но здесь их никто не боится, мы готовы дать отпор», - заявил министр.
А пока самыми актуальными вопросами в Цхинвале остаются «Будет ли война?» и «Когда дадут воду?»
Два дня в Южной Осетии по вечерам идет дождь. Цхинвальцы почти две недели отключенные от водопровода, принимают это как дар Божий.
«Теперь у нас полная ванна дождевой воды. Она отстоится, и я, наконец, устрою стирку. Накопилось за две недели. Воду привозят и в цистернах. Но чтобы я смогла устроить стирку, не хватает. А питьевую воду мы носим из родника. Далеко ходить, но что поделаешь», - рассказывает Лида Плиева, мать двух подростков.
Вчера вечером в спальных, да и не только, районах города можно было наблюдать странную для стороннего взгляда картину. Очереди к водосточным трубам. Очереди за дождевой водой.
Напомним, что водная блокада Цхинвала началась 24 мая. Как уже сообщал "Кавказский узел".
Юго-осетинская сторона также имела техническую возможность в качестве ответной меры перекрыть поступление питьевой и оросительной воды в грузинские села Южной Осетии, а также для всего Горийского района (так как водные коммуникации берут начало в Джавском районе Южной Осетии, который находится за пределами зоны конфликта), однако не делала этого в течение десяти дней. 3 июня была перекрыта оросительная вода для грузинской стороны, а 4 июня юго-осетинская сторона объявила о перекрытии питьевой воды.