В одном из своих недавних заявлений Региональное общественное движение "Чеченский Комитет Национального Спасения" (РОД "ЧКНС") выразило озабоченность и обеспокоенность в связи с участившимися похищениями молодых людей чеченской и ингушской национальности на территории Северной Осетии и призвало правоохранительные органы расследовать эти случаи и привлечь к ответственности лиц, безнаказанно совершающих такие преступления. Поводом для такого заявления послужили ужасающие факты бесследного исчезновения молодых людей на территории этой республики.
Ситуацию с участившимися похищениями людей на территории Северной Осетии и Ингушетии прокомментировал в интервью корреспонденту "Кавказского узла" председатель РОД "ЧКНС" Руслан Бадалов.
Говоря о наиболее громких похищениях людей в Республике Ингушетия и РСО - Алания (в этом году организацией зафиксировано 13 таких фактов), Бадалов привел ряд недавних примеров, каждый из которых относится к текущему году. Так, одним из самых "нашумевших" похищений правозащитник назвал похищение в Ингушетии 23 марта 2007 года родственника президента республики - 79-летнего Урусхана Зязикова, судьба которого до сих пор неизвестна.
Среди других вопиющих фактов Бадалов назвал: похищение 26 марта 2007 года в Ингушетии группой ВОГ и МВД РСО-А местного жителя Дзейтова, которого вывезли во Владикавказ; похищение 4 апреля 2007 года представителями неустановленных российских силовых структур в масках и камуфлированной форме сына Магомеда Газгиреева в станице Орджоникидзевская; похищение 5 мая 2007 года в Назрани неизвестной вооруженной группой жителя села Сурхахи Хусена Муцольгова и жителя Насыр-Корта Заурбека Евлоева; похищение 22 мая 2007 тридцатилетнего жителя Назрани Картоева Ахмеда, выпускника Международного исламского университета, расположенного в Египте; два случая похищений людей на территории магазина "Глобус" во Владикавказе и другие случаи.
По словам Р.Бадалова, практика показывает, что после подобных случаев, родные и близкие похищенных некоторое время остаются в неведении, кто и за что увез их сына или дочь, так как сотрудники силовых структур в таких случаях "не имеют обыкновения представляться, и действуют, как правило, грубо нарушая закон".
Единственное, что могут предпринять и предпринимают родственники, - это попытки проследить, куда направились похитители. Однако такие попытки мало результативны, поскольку родственники зачастую не успевают проследить за действиями силовиков.
"Я говорил и буду говорить, что только немедленная огласка случившегося может спасти пострадавшего от возможных пыток, а порой и смерти. Что нами в силу своих возможностей и делается", - заявляет председатель "ЧКНС".
На вопрос о том, каким образом взаимодействуют и взаимодействуют ли вообще правоохранительные органы соседних республик для расследования похищений в Ингушетии Бадалов ответил: "Наверняка такие контакты у правоохранительных органов есть. Не берусь судить. Но, к сожалению, надо констатировать, что в большинстве случаев, правоохранительные органы Республики Ингушетия ставятся перед фактом похищения людей".
По словам Бадалова, существенную помощь близким и родственникам похищенных могут оказать и оказывают правозащитные и общественные организации. Так, например, правозащитник рассказал, что в возглавляемой им организации "ЧКНС" существует четко отлаженная система помощи пострадавшим и их близким и родственникам.
"К нам часто приходят люди, у которых похищены родственники, с заявлениями, в которых просят донести до общественности факты похищения людей силовыми структурами. Мы, естественно, перепроверяем информацию, и в случае наличия факта похищения, подготавливаем информации с пометкой "Срочно", готовим пресс-релиз, делаем заявления, обращаемся в различные госструктуры", - рассказывает Бадалов.
По его словам, в организации отлажена и система оказания юридической бесплатной помощи, и запросы в различные правоохранительные структуры с целью узнать местонахождение похищенного человека, и некоторые другие виды помощи.
Справка: Региональное общественное движение "Чеченский Комитет Национального Спасения" - правозащитная организация, занимающаяся защитой прав человека на территории Чеченской Республики и Республики Ингушетия, в том числе защитой прав вынужденных переселенцев из Чеченской Республики и беженцев из Республики Северная Осетия - Алания.