Распространение идей исламского экстремизма и нетерпимости к инаковерующим происходит сегодня во многих российских регионах. Таково мнение исламоведа Романа Силантьева. Об этом сообщает ИА "Интерфакс-Религия".
"Сейчас в России идет процесс подмены традиционного ислама "модернизированным" в русле ваххабизма. Люди зачастую следуют идеологемам ваххабизма, будучи уверенными, что исповедуют традиционный ислам", - заявил Р.Силантьев в интервью еженедельнику "Наше время".
По данным ученого, если прежде крупные ваххабитские анклавы были в Дагестане, Чечне и Карачаево-Черкесии, то теперь "налицо расползание ваххабитской заразы с территории Чечни на весь Северный Кавказ и даже на руссконаселенное Ставрополье".
Кроме того, добавил Р.Силантьев, "ваххабитские очаги" постепенно появляются в городах и регионах с традиционным меньшинством исламского населения - на Сахалине, Оренбуржье, в городах Ямало-Ненецкого округа, в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Чите и Петропавловске-Камчатском.
"В Мордовии и Пензенской области появились целые ваххабитские села, а в Олонецком районе Карелии они (ваххабиты) попытались обложить данью православные приходы", - утверждает эксперт.
Современное исламское сообщество России, на его взгляд, находится в "состояние глубочайшего кризиса", пути выхода из которого пока не обозначены. При этом российская умма "начинает мутировать" в сторону постепенного стирания границы между традиционными и нетрадиционными мусульманами.
"Ваххабиты пытались вооруженным путем насадить свои взгляды - не удалось. Тогда они сменили тактику, установив контроль над большей частью исламских СМИ, значительной частью издательств", - сообщил Р.Силантьев.
По его данным, большая часть существующей в России литературы на исламскую тематику, в первую очередь - дешевые брошюры об основах ислама, переведена на русский язык и "растиражирована саудовскими и кувейтскими проваххабитскими фондами", при этом "призывы к несоблюдению законов неисламских государств - наиболее безобидные цитаты из них".
Между тем, как уже сообщал "Кавказский узел", эксперты считают, что с ваххабизмом на Кавказе надо бороться на идейном уровне.
"Клеймить экстремистов и посылать против них бойцов "Альфы" да ОМОНа бессмысленно. Ибо это значит воевать против идеи, мысли. А мысль убить нельзя". С таким заявлением выступил доцент махачкалинского филиала Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук Арслан Курбанмагомедов на проходившей в Нальчике конференции на тему "Современное Российское общество: актуальные проблемы борьбы с преступностью".
В своем выступлении Курбанмагомедов привел результаты социологического исследования, проведенного в Дагестане. Согласно данным этого исследования, из пятидесяти ваххабитов, находящихся в 2000-2002 г.г. под следствием, лишь двое подследственных усомнились в справедливости и правильности их поступков. По словам ученого, данное обстоятельство свидетельствует о том, что ваххабизм как идеология представляет собой не просто совокупность экстремистских идей, а систему "аргументированных" положений. Поэтому борьбу с данной системой следует организовать на таком же уровне, на котором осуществляется подготовка будущих экстремистов.
Между тем, как отмечал Курбанмагомедов, в России, как и во многих других странах, стоящих на переднем крае борьбы с экстремизмом, почти не уделяется внимания вопросам изучения реальных условий и причин, способствующих возникновению и разрастанию религиозного экстремизма и терроризма. А предпринимаемые силовые меры нередко нарушают фундаментальные права человека и гражданина, изменяя необходимое для демократических государств соотношение свободы и контроля. Поэтому, подчеркивает ученый, необходимо бороться с экстремизмом убеждением, преодолевая конфессиональные и национальные противоречия и сужая либо вообще сводя на нет социальную базу религиозного экстремизма.
По результатам социологических опросов, отметил докладчик, в России снизился уровень межконфессиональной толерантности по сравнению с 1995 годом. Толерантность снизилась, главным образом, по отношению к нехристианским религиям. Соответственно растет и национальная нетерпимость: по данным Центра социологии межнациональных отношений Института социально-политических исследований РАН, в Москве доля респондентов до 20-летнего возраста, испытывающих неприязнь к людям других национальностей, достигает 58%.
По результатам социологических исследований, проведенных в Республике Дагестан, здесь проблему представляет состояние внутриконфессиональной толерантности. 54,5% опрошенных считают, что мусульманская религия для мусульман должна быть такой, какой она была при пророке Мухаммеде, т.е. поддерживают фундаменталистский подход в выборе формы или системы религиозных ритуалов. 24,9% придерживаются более гибкой точки зрения исламского модернизма. Для 17,9% поставленная дилемма оказалась неразрешимой.
В Дагестане в целом нет видимого противостояния, вражды между последователями ислама и христианства, между мусульманами и иудеями. В республике, в основном, в этом плане царит дух взаимопонимания, толерантности и сотрудничества. Но совершенно иная картина складывается в мусульманской суннитской общине Дагестана. Здесь, как отмечалось, особенно в последнее десятилетие, резко обострились отношения между различными течениями в суннитском исламе. На сегодняшний день религиозная обстановка в Дагестане достаточно накалена, что серьезно угрожает политической стабильности в республике.
По мнению докладчика, ислам сегодня и на долгую перспективу останется фактором цивилизационных различий между Северным Кавказом и Россией, можно сказать, взаимной обособленности. Но эту обособленность не следует понимать исключительно в контексте противостояния - имеющегося или потенциального. В исламе, как и в других религиозных системах, заложен огромный конформистский потенциал. Важно увидеть подлинный ислам - культуру, которая спасла и вернула средневековой Европе ее собственное античное наследие, подарила разработанную философию, точные науки, - подчеркнул докладчик.