Высшая квалификационная коллегия судей РФ (ВККС) отказалась рекомендовать президенту РФ для назначения на новый срок кандидатуру действующего председателя Верховного суда Карачаево-Черкесии Ислама Бурлакова. Об этом уже сообщал "Кавказский узел".
Газета «Комсомольская правда-Северный Кавказ» пишет, что «политически активное население республики потрясла эта новость». Многие усмотрели в отказе на переназначение политическую подоплеку. Ведь в республике в течение нескольких лет политический баланс держался за счет противодействия двух сил: команды Верховного судьи и команды президента Батдыева.
«Коммерсант» делает вывод, что таким образом, федеральный центр поставил точку в конфликте между судьей Бурлаковым и президентом республики Мустафой Батдыевым, который длился несколько лет после выборов президента Карачаево-Черкесии 2003 года,
На пост главы Верховного суда Карачаево-Черкесской республики, полномочия которого истекают 1 сентября, по сведениям Ъ, были выдвинуты пять кандидатов. Из них только двое представляли республику — действующий судья Бурлаков и замглавы администрации президента КЧР Руслан Качкаров. Остальных трех претендентов подбирали в соседних регионах: в списке оказались доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Ростовского госуниверситета Александр Биньковский, председатель Промышленного суда Ставрополя Василий Лукьянченко и председатель таганрогского городского суда Михаил Тарасенко.
Рассмотрев все эти кандидатуры, ВККС во вторник, 22 мая, приняла решение отклонить только одну из них — господина Бурлакова. Фамилии всех остальных судей будут направлены президенту РФ, который, согласно законодательству, предложит одну из них на пост председателя ВС КЧР.
Отставка господина Бурлакова напрямую связана с продолжающимся уже несколько лет конфликтом между исполнительной и судебной ветвями власти Карачаево-Черкесии, считает издание.
Противостояние началось в 2003 году, когда господин Бурлаков и глава Нацбанка КЧР Мустафа Батдыев выдвинулись в президенты. Тогда избирательный штаб судьи, ставшего лишь третьим по итогам первого тура выборов, обвинил господина Батдыева в массовом подкупе избирателей и оспорил его победу в Верховном суде республики. Сторонники кандидата Батдыева, в свою очередь, обвинили судью Бурлакова в злоупотреблении служебными полномочиями в борьбе за власть. В итоге против отмены итогов голосования выступил федеральный центр, и сторонники господина Бурлакова дело проиграли.
Отношения сторон снова обострились после событий 2004 года, когда зятя президента Али Каитова обвинили в убийстве семерых известных жителей Карачаево-Черкесии (позже он был приговорен к 17 годам лишения свободы за организацию предумышленного убийства).
Не менее громкие скандалы сопровождали в течение последних двух лет выборы мэров Черкесска и второго по значению города республики Карачаевска.
ИА REGNUM отмечает, что многие полагают, что кризис в муниципальном управлении в Черкесске и Карачаевске, когда на протяжении достаточно долгого времени ни в одном, ни в другом городах не могут быть избраны органы местного самоуправления возник по причине противостояния оппозиции и действующей власти. Развитию этого кризиса способствовало и то, что суды Карачаево-Черкесии принимали решения в пользу именно оппозиционных кандидатов, участвовавших в выборах в органы местного самоуправления двух крупных городов республики.
Правда, сам Ислам Бурлаков в разговоре с «Коммерсантом» ранее категорически опровергал наличие какой-либо политической подоплеки в судебных решениях, подчеркивая, что суд защищает исключительно букву закона. В Верховном суде КЧР вчера отказались комментировать решение ВККС, сославшись на то, что бумаги из Москвы в Черкесск еще не поступили, а окончательное решение по кандидатуре будущего председателя суда не принято.
Тем не менее решение ВККС наглядно продемонстрировало, что в конфликте исполнительной и судебной властей Карачаево-Черкесии федеральный центр занял сторону президента Батдыева. Как заявляют те же источники «Коммерсанта» в полпредстве, наибольшие шансы возглавить Верховный суд республики есть у ставропольского и ростовского кандидатов. Однако в данном случае, по словам собеседников издания, важно не то, кто возглавит суд, а то, что в затяжном конфликте наконец поставлена точка.