14:33 / 05.07.2007"Международная амнистия": в Азербайджане беженцы терпят бедствие

Порядка 700 000 азербайджанцев, получивших после 1994 года статус внутренне перемещенного лица в связи с нагорно-карабахским конфликтом, сталкиваются в Азербайджане с серьезной дискриминацией и сегрегацией по отношению к себе. К такому выводу пришли эксперты "Международной амнистии", выпустившие доклад под названием "Азербайджан: перемещение с последующей дискриминацией - тяжелое положение внутренне перемещенного населения".

Несмотря на то, что азербайджанское правительство при международном содействии обеспечило минимально необходимый уровень прав человека, "Международная Амнистия", как сказано в докладе организации, озабочена тем, что принимаемых мер не достаточно для гарантий постепенного осуществления прав человека в условиях длительного перемещения.

"Мы не существуем, это же не жизнь. Мы готовы жить с карабахскими армянами и не забыли свою историческую родину. Но мира нам не видать, по крайней мере, лет десять, поэтому мы хотим жить в достойных условиях сейчас", - это слова вынужденного переселенца из города Джабраил Аяза, который уже 14 лет живет недалеко от Баку. Ему за пятьдесят, и он вместе с женой и взрослыми сыновьями занимает комнату размером в пять на три метра в бывшем студенческом общежитии.

В том же коридоре расположено примерно 12 комнат, в которых живут 30 семей, причём в некоторых ютятся до 10 человек. Аяз обратился к муниципальным властям с просьбой об улучшении жилищных условий. В интервью экспертам "Международной Амнистии" он сказал: "Государство никогда не интересовалось проблемами вынужденных переселенцев, живущих в Баку. Мы ничего не слышим от государства, поэтому выходит, что переселенцы просто сами берут себе муниципальную землю вокруг Сумгаита. А потом к нам приходят и говорят, вы здесь временно, вы не можете получить тут землю".

Таких, как Аяз и его семья, - около 700 000 в Азербайджане. Если же говорить точнее, то 686 586 человек, согласно данным на 2004 год азербайджанского государственного комитета по делам беженцев и вынужденных переселенцев. Как замечают авторы доклада, внутренне перемещенные лица в Азербайджане составляют крупнейшую долю населения в мире. По этнической принадлежности они азербайджанцы, проживавшие в бывшей Нагорно-Карабахской автономной области, армянское население которой требует независимости от Азербайджана, а также семи прилегающих к ней азербайджанских областей, целиком или частично оккупированных армянскими войсками с начала 1990-х годов.

"По закону внутренне перемещённые лица пользуются той же правовой защитой и гарантиями прав, что и остальные граждане. На деле же многочисленные ограничения мешают им беспрепятственно пользоваться правом на свободное передвижение, достаточное жилище, наивысший достижимый уровень здоровья и на труд. В совокупности эти нарушения фактически создают целый ряд барьеров, которые служат дискриминации и сегрегации перемещённого населения", - заявила Никола Дакворт, директор региональной программы "Международной амнистии" по Европе и Центральной Азии.

Дело в том, что ключевым аспектом политики властей Азербайджана с 2001 года был вывоз перемещенных лиц из пунктов временного содержания в новые специально отстроенные поселки в разных регионах страны. Как пишут эксперты "Международной Амнистии", с первого взгляда такие жилища производят положительное впечатление: ровные ряды одинаковых деревянных или каменных домов с приусадебным участком. Однако в последствии выясняется, что выделенные властями деньги на строительство явно не были полностью вложены в соответствующее жилье.

"В новых домах в таких посёлках не предусмотрена центральная канализация и водопровод, однако для сельских районов Азербайджана это не столь уж необычно. В ряде домов, которые посетили представители Amnesty International, жильцы сами установили ванные комнаты и водопроводные системы за собственный счёт (в случае переезда эти расходы им не компенсируют). Причём семейная пара получает однокомнатный дом, семья из четырёх человек - двухкомнатный, а семьям из шести человек и более выделяют трёхкомнатный", - свидетельствуют эксперты.

Жительница села Ксокали Эльвира была вынуждена оставить свой дом в феврале 1992 года во время боевых действий, в ходе которых были убиты сотни её односельчан. Вместе с двумя сыновьями она бежала в Агдам, но затем вновь оказалась перемещена, когда армянские войска заняли Агдам в 1993 году. После этого она бежала в Баку. Прожив несколько лет на частном секторе, она получила жильё в одном из новых посёлков в Геранбойском районе.

"Эльвире с сыновьями выделили однокомнатный дом; вдобавок к кухне они пристроили ещё две небольшие комнаты за свой счёт. В доме имеется электроснабжение, однако туда не подаются газ и вода, и Эльвире приходится ходить за водой на ближайший ручей. Со дня переезда в дом прошло примерно два года, а со стен осыпается штукатурка, на нескольких стенах появились большие трещины, и в некоторых местах прогнулся пол. По словам Эльвиры, зимой без отопления в доме очень холодно, однако другого выхода, кроме как остаться, она не видит", - говорится в докладе "Международной амнистии".

Помимо трудностей с качеством жилья, внутренние переселенцы сталкиваются еще с рядом трудностей. Это, во-первых, ограничивающая свободу передвижения система прописки, привязывающая людей к определенному адресу для получения помощи и социального обслуживания и не позволяющая им переехать в район, где, допустим, есть работа. Прописку в процветающих городских районах, сказано в докладе, без взяток получить невозможно. Проблема усиливается еще и потому, что в свое время беженцев старались селить в географически отдаленных поселках, экономически неразвитых районах и других неподходящих местах, что приводит к изоляции и сегрегации.

?Более того, согласно исследованию правозащитников, с перемещенными лицами не консультируются при принятии решений, непосредственно влияющих на их жизнь, например, по вопросам расположения новых строящихся поселков, в которых их расселяют. Дело в том, что беженцев просят рассматривать их ситуацию как временную, не позволяя им сделать выбор в пользу альтернатив возвращению, таких как интеграция или постоянное расселение в другой части страны.

"Несмотря на то, что правительство Азербайджана, по всей видимости, на бумаге выражает готовность выделить средства на нужды перемещённого населения, эти средства используются не так, как это необходимо для постепенного осуществления его прав. Должностные лица постоянно подчёркивают "временный" характер социальных и жилищных программ для вынужденных переселенцев. Однако их заявления всё острее противоречат длительному характеру перемещения", - говорит Никола Дакворт.

Автор:Александра Кондрашева, корреспондент "Кавказского узла"