Особых изменений в стратегии экологов Адыгеи после победы Сочи в олимпийской гонке не будет. Об этом в интервью корреспонденту "Кавказского узла" заявил руководитель Майкопской городской общественной организации Всероссийского общества охраны природы, член совета Экологической вахты на Северном Кавказе Валерий Бриних.
"Дело в том, - сказал он, - что мы предусматривали такой вариант, как Сочи, поскольку понимали, что коррумпированность распространяется и на международных чиновников".
Валерий Бриних напомнил, что экологи не раз заявляли о том, что независимо от решения Международного Олимпийского Комитета будут продолжать мониторинг Кавказского заповедника и Сочинского национального парка на предмет выявления угроз для окружающей среды.
"Изначально было понятно, что при любом решении МОК, застройка продолжалась бы в полном объеме - и гостиницы, и спортивные объекты, и гольф-клубы. И "Газпром", и Потанин со своим "Роза-хутор" остались бы в Сочи", - говорит эколог.
Останется неизменной и позиция экологов относительно плато Лаго-Наки в Адыгее, которое, по мнению экологов, должно полностью остаться в границах биосферного заповедника.
"Мое личное мнение при этом, как бывшего директора заповедника, как специалиста профессионала, заключается в том, что часть территории Лаго-Наки можно осваивать под рекреацию, под какие-то щадящие виды отдыха. Возможно, даже для занятия горнолыжным спортом. Но опять же - без застройки этой территории капитальными сооружениями" - отметил В. Бриних.
Эколог пояснил, что плато Лаго-Наки - это уникальные карстовые образования, но главное, это участок, где формируется неприкасаемый запас воды для всего региона - не только Майкопа и Майкопского района, но и Апшеронского, Туапснского районов Краснодарского края. "Многие реки, та же река Белая, берут начало на Лаго-Наки. И если плато будет разрушено как единая экосистема, мы потеряем эти реки, а также то, ради чего был создан сам биосферный заповедник", - сказал он.
Исходя из всего вышесказанного, непродуманные решения по отторжению участков Лаго-Наки (а если оно состоится, то неминуемо будет понижен их природоохранный статус), могут привести к анархии, к частным освоениям земли, убежден В.Бриних.
"Сейчас эти земли принадлежат заповеднику, то есть они федерального подчинения. А если она перейдет в региональное подчинение, то это приведет к тому, например, что сейчас происходит в Гузерипле ("самый горный" поселок Адыгеи, дальше которого нет дороги через перевал к Черному морю - примечание "Кавказского узла"). Только в гораздо более страшном масштабе", - добавил эколог.
На вопрос корреспондента "Кавказского узла" о том, не лучше ли обратиться с вопросами защиты заповедных территорий к местным структурам власти, как более подконтрольным, эколог ответил следующим образом:
"Гузерипль сейчас фактически потерян для туризма. Его территория нарезана на частные участки, она превратилась в комплекс частных пансионатов, дач высокопоставленных чиновников. Там невозможно проведение, скажем, масштабных спортивных соревнований, каких-то других мероприятий. И прилегающие к дороге на "Партизанскую поляну" (на плато Лаго-Наки - корр.) участки также скупаются в собственность. Причем освоение идет анархичное, т.е. бессистемное. И никакой "руководящей роли" ни правительства Адыгеи, ни Комитета по туризму, я лично этом процессе не вижу - начиная со времен первого президента республики Аслана Джаримова.
Каждый из последующих президентов, как и он, заявляют, что приоритетное направление развития республики - туризм. Но этих приоритетов не видно, потому что нет заботы властей о базе, о самой территории, на которой будет туризм развиваться".
Бывший директор заповедника прокомментировал в этой связи и суть правительственного постановления, подписанного премьер-министром Адыгеи Владимиром Саможенковым, согласно которому, по словам эколога, территория биосферного заповедника делится на два участка: больший и меньший. Больший, составляющий свыше 10 тыс. гектаров, отошел республике. А Фишт-Оштенский массив и немного от Каменного Моря, около 6,5 тыс. гектаров, оставлены заповеднику.
"Документы эти посланы на согласование в Москву. При этом глава Росприроднадзора по республике Георгий Козменко отказался их подписывать, сославшись на то, что данный вопрос нужно прежде согласовывать в федеральном центре", - отметил В.Бриних.
Что касается примера с Сочи, эколог охарактеризовал ситуацию так: "От беспредела не спасает ничто". "Освоение этих территорий в угоду дикому, массовому приходу инвестиций, в том числе и из-за рубежа можно осуществить за счет отказа от экологических требований. Но я вам скажу, что эта победа нам еще аукнется. А аукнется она экологической катастрофой и Сочи, и других охраняемых в России территорий", - предрекает Валерий Бриних.
Сейчас, по его мнению, создан прецедент, когда международная организация, в данном случае МОК, проигнорировала свои же экологические требования - Олимпийскую Хартию, где прямо сказано, что данные требования являются одними из основных. "А мы ведь не только в МОК, в его Оценочную комиссию представили документы, - подчеркнул Бриних, - но и в другие международные организации - ЮНЕСКО, например. Но, как говорится, ворон ворону глаз не выклюнет".
Как уже сообщал "Кавказский узел", экологи России не раз выступали против программы "Развитие Сочи как горно-климатического курорта на 2006-2014 годы", по которой город готовят к проведению Олимпиады-2014. Протесты экологов еще более активизировались после принятия МОК решения о проведении Олимпиады в Сочи.
Так, "Гринпис России" сразу после оглашения результатов голосования в Гватемале заявил, что МОК наравне с российским правительством несет полную ответственность за ущерб объекту Всемирного природного наследия ЮНЕСКО "Западный Кавказ". Экологи заявляют, что намерены добиваться пересмотра решения МОК о проведении Олимпиады в Сочи.