19:01 / 30.10.2001Совет Европы назвал имена

Накануне эксперт-группа Совета Европы представила свой доклад о ситуации с политзаключенными в Азербайджане и Армении. В этом документе, по информации "Туран", сообщается, что "правозащитники Азербайджана представили в Совет Европы список из 700 человек, характеризуемых как политзаключенные". Эксперты сформировали из него список более чем 20 человек. На основе исследования их уголовных дел группа сделала заключение о том, являются ли эти лица политзаключенными.

Итак, согласно заключению экспертов СЕ, политзаключенными в Азербайджане признаны:

  • Искендер Гамидов;
  • Аликрам Гумматов;
  • Рагим Газиев;
  • Эльчин Амирасланов;
  • Hатиг Эфендиев;
  • Адыль Гаджиев;
  • Hариман Имранов;
  • Ариф Кязымов;
  • Галиб Абдуллаев;
  • Сурет Гусейнов;
  • Ильгар Сафиханов;
  • Исраил Акперов;
  • Эльхан Аббасов;
  • Гусейнбала Гусейнов.

Hеполитическими заключенными признаны:

  • Фахмин Гаджиев;
  • Хабиб Абуев;
  • Аждар Гурбанов;
  • Рухулла Ахундов;
  • Садиг Самедов.

Эксперты не смогли вынести однозначного решения по делу Аваза Рамазанова из-за недостатка информации.

КРИТЕРИИ

Напомним, что группа независимых экспертов, в которую вошли Стефан Трексел (профессор Цюрихского университета, экс-глава Европейской комиссии по правам человека - руководитель группы), Эверт Алкема (профессор Лейденского университета, экс-член Европейской комиссии по правам человека) и Александр Арабаджиев (бывший судья Конституционного Суда Болгарии и экс-член Европейской комиссии по правам человека) была назначена генсеком СЕ Вальтером Швиммером в феврале 2001 года. Перед экспертами ставилась единственная задача - определить наличие (отсутствие) политзаключенных в Азербайджане и Армении. Эксперты заявляют, что политзаключенные в Азербайджане есть.

Заключение "группы Трексела", как и следовало ожидать, вызвало негативную реакцию официального Баку. Под сомнение ставятся результаты работы экспертов, поскольку критерии, которыми "группа Трексела" оперировала неясны широкой общественности. Между тем, как стало известно, при определении наличия политзаключенных в Азербайджане эксперты применяли следующие критерии: лицо, лишенное свободы, подпадает под определение "политический заключенный", если:

а) лишение свободы было применено в нарушение одного из основных прав, гарантированных Европейской конвенцией по правам человека и протоколами к ней, в частности свободы слова, совести и религии, свободы выражения и информации, а также свободы собраний и ассоциаций;

б) лишение свободы было применено по явно политическим причинам без связи с каким-либо правонарушением;

в) по политическим мотивам длительность заключения и его условия являются явно несоразмерными по отношению к правонарушению, в котором лицо было признано виновным или подозреваемым;

г) лицо лишено свободы по политическим мотивам на дискриминационной основе, по сравнению с другими лицами;

д) лишение свободы является результатом разбирательства с явными нарушениями процессуальных гарантий, что связано с политическими мотивами властей.

ЦИФРЫ

Теперь эксперты СЕ займутся выяснением статуса остальных предполагаемых политзаключенных в АР. Работа уже началась - на днях группа Трексела, как сообщила "Эхо" правозащитница Саида Годжаманлы, прибывает в Баку, и 30 октября пройдут встречи экспертов с местными правозащитниками. Кстати, Александр Арабаджиев вышел из состава экспертов, летом 2001 года он баллотировался в законодательный орган Болгарии и избран депутатом. Между тем неясно, какая цифра будет принята экспертами за конечную при определении количества политзаключенных в Азербайджане. Напомним, что на сегодняшний день известны три списка числа политзаключенных в республике: единый список, поддерживаемый большинством правозащитников (213 политзаключенных), список правозащитницы Лейлы Юнус (265 политзаключенных), список правозащитника Эльдара Зейналова. Неизвестно, какой из этих списков будет взят экспертами за основу. В любом случае, как уже заявлял генсек СЕ Вальтер Швиммер, "даже один политзаключенный - это слишком много".

ПРОГНОЗЫ

Теперь за проблему политзаключенных в Азербайджане СЕ возьмется основательно. Таков лейтмотив большинства прогнозов местных правозащитников о действиях СЕ в ближайшей перспективе. По словам директора Правозащитного центра Азербайджана Эльдара Зейналова, "к исследованию проблемы политзеков подключатся две официальные структуры СЕ: комитет по мониторингу ситуации с правами человека ПАСЕ и департамент по мониторингу ситуации с правами человека комитета министров СЕ". Отметим, что власти Азербайджана, к которым отчет "группы Трексела" поступил еще в июле текущего года, уже с августа начали предпринимать усилия в ответ на критический отчет "группы Трексела". Так, указом президента АР о помиловании от 17 августа 2001 года были помилованы Адиль Гаджиев - 6-й в отчете эксперт-группы (см. выше), Эльхан Аббасов - 13-й в списке (см. выше) и некоторые другие политзаключенные. Теперь, как считает Э. Зейналов, власти будут вынуждены воспользоваться датами 31 декабря (День солидарности азербайджанцев мира) и 25 января (годовщина вступления Азербайджана в СЕ) для объявления либо амнистии, либо указа о масштабном помиловании. Иначе в январе 2002 года, когда придется отчитываться о выполнении обязательств, взятых Азербайджаном перед СЕ, жесткой критики (как минимум) не избежать. СЕ, на примере хотя бы мониторинга ситуации с политзаключенными, уже доказал свою принципиальность.

Автор:И. РЗАЕВ