Руководитель Автономной некоммерческой организации "Машр" в Ингушетии Магомед Муцольгов считает, что решение вопроса о ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта полностью находится в компетенции федеральных властей.
Об этом он заявил накануне, 20 июня, в интервью корреспонденту "Кавказского узла". По мнению правозащитника, для выхода из сложившейся ситуации необходимо, в первую очередь, добиться реализации всех статей закона "О реабилитации репрессированных народов".
"Я абсолютно уверен, что проблему вынужденных переселенцев можно решить только в Кремле. Много лет назад проблему Пригородного района создала старая Кремлевская власть, но решить ее придется нынешней федеральной. А если быть точнее эту проблему может решить только глава страны. Совершенно очевидно, что при желании Президент России может окончательно и справедливо урегулировать осетино-ингушский конфликт. Необходимо принять лишь одно справедливое и законное решение об исполнении всех статей закона "О реабилитации репрессированных народов".
"Одновременно с таким решением представителям власти на местах совместно с общественными организациями необходимо также подготовить и реализовать целый ряд проектов совместной деятельности, направленных на улучшение отношений между представителями двух народов", - считает он.
Напомним, что на территории Ингушетии все еще проживает около 19 тысяч выходцев из различных населенных пунктов Пригородного района Северной Осетии, вынужденных покинуть свои дома в результате осетино-ингушского конфликта в 1992 году. Большинство этих людей до сих пор хотят вернуться в места прежнего постоянного проживания. Однако часть сел, куда хотят вернуться ингуши относится к "водоохраной зоне", куда заселение людей запрещено. В других - "не созрел морально-психологический климат", другими словами это села, где в 1992 году произошли бои и где, по утверждению властей Северной Осетии, появление ингушей может спровоцировать новые столкновения.
"Во-первых, не нужно на чужом горе даже пытаться строить свое счастье. Во-вторых, есть закон, который необходимо исполнить без всяких комментариев и поправок. Это закон "О реабилитации репрессированных народов". И, в-третьих, всех представителей власти Северной Осетии, которые говорят о невозможности совместного проживания ингушей и осетин, давно пора привлечь к уголовной ответственности за разжигание межнациональной розни", - утверждает собеседник.
"Во время Великой отечественной войны погибло около 40 миллионов граждан СССР, но, несмотря на это, у нашей страны хорошие партнерские и человеческие отношения с Германией. Руководству Германии хватило ума, мужества и порядочности извиниться за то зло, которое оно лично не приносило людям, но когда-то пришло в чужие дома из их страны. Более того, они выплатили компенсации людям, которые были вывезены в Германию во время войны для принудительных работ, а также всем узникам концлагерей.
Необходимо искреннее желание исправить трагические ошибки прошлого и отнестись к чужой боли, как своей собственной, и тогда в нашем мире станет намного меньше зла и бед", - поясняет Муцольгов.
Комментируя последние события в лагеря беженцев в Майском, правозащитник отметил, что переселение людей из одного лагеря в другой не решает проблему.
"Не о какой законности в подобных случаях не может идти и речи. Посмотрите, что происходит, 14 лет власти Северной Осетии игнорируют этих людей, нарушая их конституционные права, нарушая Европейскую конвенцию о защите прав и основных свобод человека, и вдруг у кого-то появляется "гениальная" идея перенести вагончики с одного поля на другое и назвать это поселком", - говорит руководитель АНО "МАШР".
"Создание поселка Новый продиктовано исключительно стремлением некоторых чиновников отчитаться перед президентом РФ об исполнении его поручения о ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта 1992 года, а не желанием его исполнить. Сегодня мы все видим, что только небольшая часть беженцев согласилась с предложенным планом расселения. Подавляющее число людей настаивают на возращении в свои дома, которые они вынужденно покинули более 14 лет назад".
"Но даже если часть беженцев и будут поселены в новом поселке, проблема не закроется, пока остальным вынужденным переселенцам не помогут вернуться в родные дома. При этом необходимо учесть, что в Ингушетии еще остаются около 19 тысяч беженцев из Северной Осетии. Я уверен, что, если бы всех этих чиновников (федеральных и региональных), которые много лет впустую занимаются решением этого вопроса, со своими семьями месяцев на шесть поселить в эти условия, то они без всякой зарплаты оперативно и без проволочек решили бы проблему", - полагает он.
Вместе с тем, Муцольгов также подверг сомнению эффективность действий вынужденных переселенцев, которые в знак протеста против бездействия властей объявили в минувшие выходные голодовку.
"Я понимаю, что люди пошли на это, потеряв надежду добиться справедливости. Тем не менее, не думаю, что такие действия эффективны. Более того, они подрывают и так слабое здоровье людей, которые без всякой вины почти 15 лет жили хуже, чем на каторге. Хочу напомнить, что 5 июля 2006 года в знак протеста против затягивания процесса возвращения, жители городка беженцев "Майский" уже объявляли бессрочную голодовку.
Акция продолжалась 25 дней. И что мы видим сегодня? 13 июня 2007 года лагерь беженцев "Майский" (пусть даже по решению суда) был ликвидирован, а его обитателей в принудительном порядке переселили на другое поле под названием поселок Новый, разве это не издевательство? Один из жителей городка в знак протеста против действий силовиков пытался пожечь себя. Это ж до чего же надо было довести человека, чтобы он пошел на такое", - возмущается ингушский правозащитник.
Как уже сообщал "Кавказский узел", городок беженцев на окраине поселка Майский, в котором проживали вынужденные переселенцы из Пригородного района Северной Осетии, прекратил свое существование.
13 июня из него в принудительном порядке вывезены последние пять семей, которые отказывались покидать городок, настаивая на возвращении в места прежнего постоянного проживания на территории Северной Осетии.
Жилые вагончики, в которых они проживали, перевезены в поселок Новый, где уже размещены более 250 семей вынужденных переселенцев из различных населенных пунктов Пригородного района.
Расформирование лагеря беженцев произведено по решению суда Пригородного района РСО-Алания, предписывающего освобождение "незаконно занятых беженцами пахотных земель".