В течение всех постперестроечных времен наибольшее количество паломников, совершающих хадж из России, приходится на Дагестан. Достаточно сказать, что только в прошлом году из 18 тыс. 600 паломников более 15 тыс. были из Дагестана. Проблем с хаджем всегда хватало, но, похоже, нынешний год будет стоять особняком, сообщает корреспондент "Кавказского узла"
Два месяца назад депутат Госдумы России, выходец из Дагестана Сулейман Керимов решил отправить на хадж 5 тысяч россиян за собственные средства. Проведение квотирования и составление списка он доверил председателю Совета муфтиев России Равилю Гайнутдину. Последний выделил для Дагестана 3 тысячи бесплатных мест, остальные распределил по всей России. В свою очередь, представителем Гайнутдина в Дагестане стал ректор Кизилюртовского исламского университета Магомед Давудулаев, который разделил квоты уже по районам и городам. Когда списки будущих паломников были почти составлены Давудулаев, заявив, что так решила Москва, аннулирует списки, а составление новых доверяет другим людям. Естественно, появились первые недовольные.
Далее последовали другие неприятности. В середине июля 2007 года российская делегация вылетела в Саудовскую Аравию с целью подписания необходимых договоров. В частности, ее члены намеревались запросить для России квоту в размере 39 тыс. 700 человек, но удалось договориться лишь о 26 тыс. 700 паломниках, притом 1200 - это мусульмане-нероссияне, проживающие в стране. Представлялось, что итоговое лимитирование в Москве пройдет по старой схеме, когда Дагестану выделялось подавляющее большинство мест, но на совместном заседании Совета по хаджу и межведомственной рабочей группы Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве России духовные управления мусульман прочих регионов почему-то потребовали резкого увеличения собственного представительства.
"Есть элементарная статистика. Центральное духовное управление мусульман России, например, в прошлом году с большими усилиями смогло отправить на хадж лишь 320 человек. Теперь они затребовали себе 2 тысячи мест. Духовное управление мусульман европейской части России должно собрать 7600 человек, вместо прошлогодних 2200. Духовное управление мусульман Татарстана затребовало себе 2500 мест, а в прошлом году татары с трудом отправили на хадж 200 человек. Подобная же ситуация наблюдается и по другим духовным управлениям. А обделенным оказался Дагестан - ему ныне выделили лишь 12 тысяч мест, 400 зарезервировано за Советом по хаджу. Честно говоря, я не знаю, почему эти духовные управления затребовали себе такое количество. Некоторые утверждают, что все дело в деньгах: мол, от каждого паломника что-то перепадает муфтиятам, но в любом случае ясно, что многие дагестанцы не могут попасть на хадж в этом году. Можно вспомнить, что в 2006 году для России была выделена квота 20 тыс. человек, но поехали в Саудовскую Аравию лишь 18 тыс., регионы не сумели освоить запрошенные мизерные квоты, в то же время более 2 тыс. дагестанцев так и не смогли поехать на хадж. Случалось, что земляки оформляли документы в прочих российских регионах", - заявил корреспонденту "НД", один из участников московского совещания, пожелавший остаться неизвестным.
Такая ситуация, кроме прочего, ставит почти непреодолимые препятствия перед спонсорскими порывами Сулейманова касательно паломников из Дагестана: "Основные ритуалы хаджа в нынешнем году пройдут с 19 по 22 декабря. Саудовская Аравия закроет границы 15 декабря. У нас уже есть список "платных" паломников, в котором, естественно, не будет места для "бесплатных": мы же не можем объявить паломникам, что поездка отменяется, потому что их место займут другие паломники. Эту проблему можно было решить, если бы к нам в свое время обратился Давудулаев, но он предпочел действовать поодиночке, а к чему это привело, каждый сегодня видит", - рассказал один из функционеров Духовного управления мусульман Дагестана.
Сам Давудулаев предпочел никак не комментировать сложившееся положение, заявив, что "в Дагестан на днях приедет человек Сулейманова, у которого и можно получить ответы на все вопросы". Правда, один из членов Совета по хаджу высказал робкую надежду, что "при согласии прочих российских духовных управлений квота для Дагестана может быть и увеличена, а это даст шанс для паломников, поездку которых финансирует Сулейманов".
Есть еще одна проблема, связанная уже с туристическими операторами. Дело в том, что обслуживание дагестанских паломников, если принять на веру информацию отдельных массмедиа и заявление работников Духовного управления мусульман Дагестана, возложено на туристических операторов из фирм "Арафат", "Баракат" и "Кавказ", но по утверждению Начальника управления международного сотрудничества Федерального агентства России по туризму Эржены Минтасовой "ни один туристический оператор из этих фирм не занесен в единый федеральный реестр российских туроператоров, что накладывает полный запрет на занятие ими международным и внутренним туризмом". Заместитель муфтия Дагестана Ахмед Магомедов в свою очередь заявил, что "для беспокойства нет повода, так как документы уже отправлены в Москву".
Паломники же сейчас должны понимать, что речь идет не о соблюдении простых формальностей. Дело в том, что с 1 июня 2007 года в федеральный закон "Об основах туристской деятельности" внесены поправки, согласно которым для вхождения в реестр, требуется оформление банковской гарантии или страхование своей ответственности. Для туриста (паломника) изменения в законе означают, что при неоказании должных услуг, декларированных в письменном договоре, он может в любое время обратиться в суд с требованиями о возвращении потраченных денег и выплаты неустойки со всеми вытекающими отсюда последствиями. "Это замечательно, - говорит махачкалинец Ахмедов Абакар. - Теперь человек, заплативший за пятизвездный отель рядом с Каабой, должен жить именно там, а не в каменистых пригородах Мекки, где абсолютно нет никаких удобств, что неоднократно случалось в прошлые годы".