Сегодня сотрудники Ленинского РОВД столицы Дагестана Махачкалы опечатали магазин «Сунна», где в основном реализуется исламская литература.
Продавщица Карина Дадаева рассказала корреспонденту «Кавказского узла», что в магазин вместе с участковым милиционером Нарыманом Курбановым зашли четыре человека.
Они в грубой форме заявили, что после обыска и изъятия товара, который будет направлен в государственные экспертные отделы на предмет наличия "ваххабитской агитации и призывов к разжиганию межрелигиозной и межнациональной вражды", магазин будет опечатан.
Чем обусловлено подобное поведение стражи порядка не объяснили. Всего было забрано литературы и лазерных дисков на сумму более 30 тыс. рублей. Хозяин магазина Махмуд Курбанов рассказал, что данное изъятие не первое: в 2006 году магазин дважды посещали работники Управления по борьбе с экстремизмом и уголовным терроризмом Отдела внутренних дел МВД Дагестана, а 18 апреля нынешнего года — сотрудники Ленинского РОВД Махачкалы.
Финансовые потери тогда составили более 25 тысяч рублей. Весенняя активность стражей порядка могла быть объяснена прошедшим 11 апреля 2007 года заседанием республиканской антитеррористической комиссии под руководством президента Дагестана Муху Алиева, где в основном обсуждались вопросы работ средств массовой информации по идеологическому противодействию религиозно-политическому экстремизму.
В июле 2007 года Курбанов получил заключение из Духовного управления мусульман Дагестана, что экспертиза в изъятых материалах выявила «две книги и два диска с ваххабитской идеологией».
Даже «разрешенные» книги и лазерные диски обратно в магазин не вернули. По мнению Курбанова, столь пристальное внимание именно к его коммерческой деятельности в немалой мере объясняется действиями официальных представителей духовенства, которые давно навесили на магазин ярлык "ваххабитского".
Курбанов также рассказал, что изъятая у него продукция свободно продается не только по России, но и в других исламских магазинах Махачкалы.
Получить комментарий у чиновников из Духовного управления мусульман Дагестана не удалось, а начальник Ленинского РОВД Наби Исаев вообще отказался от встречи с журналистом.
Но один из милиционеров, пожелавший остаться неизвестным, объяснил, что он и многие высокопоставленные милицейские чины действуют так, потому что есть негласная и жесткая установка из МВД Дагестана с требованиями об «изъятии литературы и закрытии магазинов, где продается «ваххабитская литература».
Курбанов рассказал, что он посетил начальника Ленинского РОВД, который в грубой форме заявил, что «не допустит распространения ваххабизма на своей территории», но в дальнейшем объяснил, что «лично у него никаких претензий к магазину нет, но официальное духовенство не оставляет его в покое».
На вопрос, насколько могут быть значимы для милиционеров установки из общественной организации, каковой и является Духовное управление мусульман Дагестана, ответа не последовало.
"Кавказский узел" уже сообщал, что Правозащитный центр «Мемориал» 1 августа 2007 года подготовил бюллетень, в котором заявил, что современный вооруженный конфликт в Дагестане имеет очевидный религиозный оттенок.
Правозащитники поясняют, что в 1990-е годы в республике активно распространяется новое для Кавказа религиозное течение фундаменталистского толка, приверженцы которого называют себя членами «джамаата салафийа» или просто «мусульманами». Правоохранительные органы в их отношении обычно используют термин «ваххабизм».
Распространение нового течения нередко происходило через религиозный конфликт, - как внутри исламских общин в населенных пунктах, так и между представителями духовенства, - Духовного управления мусульман, - и лидерами салафитов.
Духовное управление мусульман Республики Дагестан, ощущая ослабление своих позиций, прибегло к помощи государства в защите своих интересов. В конце 1996 года начинается открытое давление со стороны силовых структур на салафитов.
Так, лидер Духовного управления Сайд Мухаммад - Хаджи Абубакаров ввел в обращение лозунг «Каждый мусульманин, который убил ваххабита, попадет в рай». В ответ на это лидер салафитов Багауддин Мухаммад объявил хиджру, многие его последователи с семьями переехали в Чечню.
После вторжения отрядов Шамиля Басаева в Дагестан в августе и сентябре 1999 года на волне народного гнева Народное Собрание РД принимает «Закон о запрете ваххабистской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» (22 сентября 1999 г.)
"Закон развязал руки милиции, - фактически каждый, кто, по субъективной оценке сотрудника правоохранительных органов, мог быть причислен к приверженцам «нового течения», становился жертвой милицейского произвола.
Произошло смешение уголовно-правового и религиозного понятий: борьба с терроризмом фактически превратилась в борьбу с приверженцами «ваххабизма» как религиозного течения, - говорится в сообщении. -
Женщин, облачающихся в мусульманскую одежду, вызывали в милицию на допросы и профилактические беседы, сопровождавшиеся угрозами. Их мужья и братья немедленно попадали в поле зрение сотрудников силовых структур, рискуя быть незаконно задержанными, избитыми или даже пропасть без вести".
В отличие от Чечни и Ингушетии, где похитители приезжают к людям домой вооруженные и в масках, и забирают подозреваемого при свидетелях, похищения в Дагестане, видимо, тщательно планируются, поскольку происходят без свидетелей и лишнего шума: человек выходит из дома и не возвращается.
В июле 2007 года в ПЦ «Мемориал» поступали заявления от родственников людей, исчезнувших таким образом. Все обратившиеся утверждают, что их близкие были задержаны сотрудниками силовых структур Республики Дагестан.
Сотрудница представительства Правозащитного центра "Мемориал" в Ингушетии Екатерина Сокирянская рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что в Дагестане всё громче звучит проблема похищений людей. Исчезают - молодые мусульмане.
"Пропадают молодые люди, которые ходят в мечеть, молятся, их жёны носят мусульманскую одежду. Скорее всего, это приверженцы ислама нетрадиционного толка", - заявила она.