Вопрос: Как можно было бы прокомментировать появившиеся за рубежом некоторые оценки заключительного доклада Совместной группы МООНГ по выявлению фактов по расследованию случая ракетного обстрела в верхней части Кодорского ущелья 11 марта 2007 года?
Комментарий: В связи с опубликованием Миссией ООН по наблюдению в Грузии упомянутого доклада появляется немало комментариев, попыток его интерпретации и даже домыслов, которые нередко сводятся лишь к одному: свалить вину с "больной головы на здоровую".
Американский Госдепартамент выступил с осуждением "нападения с применением насилия на суверенную Грузию" и даже поприветствовал "сдержанность, проявленную Грузией во время нападения и после него". Западные средства массовой информации призывают Грузию поставить в Совете Безопасности ООН вопрос о нападении на верхнюю Абхазию и обещают ей открытую поддержку со стороны стран Запада. В этих призывах содержится явный намек на некую причастность к этому нападению Москвы. Этот же тезис прослеживается во всех грузинских комментариях, где упорно утверждается об обстреле с.Чхалта ракетами "земля-земля" и с вертолетов типа "Ми-24", прилетевших с "севера".
В этой связи можно было бы напомнить, что в заключении Совместной группы ясно говорится о том, что ограничения, накладываемые рельефом и метеоусловиями, сложившимися в ночь 11 марта в верхней части Кодорского ущелья, делали участие летательных аппаратов на протяжении всего инцидента "близким к невозможному". В докладе также четко прописано, что ведение артиллерийского ракетного огня в верхней части Кодорского ущелья в условиях плохой погоды и сложной топографии и одновременное использование вертолетов не представлялось возможным. Эти действия должны быть разведены во времени или пространстве. Военным специалистам это не надо объяснять.
Но главное даже не в этих подробностях. Важно ясно видеть, кому был выгоден данный инцидент. И здесь все указывает на Грузию, которая и до, и после него предпринимала целенаправленные действия по нагнетанию напряженности в верхней части Кодорского ущелья. Воспользовавшись случаем, грузинская сторона еще более ужесточила свою позицию, что лишь усложняет ситуацию в зоне грузино-абхазского конфликта. КСПМ СНГ и наблюдатели ООН фиксируют продолжающиеся нарушения Грузией существующих договоренностей по поддержанию мира и безопасности вдоль линии прекращения огня. Наблюдается накопление личного состава грузинских вооруженных формирований в верхней части Кодорского ущелья. Появились сообщения, подтверждаемые наблюдателями МООНГ, об обнаружении групп грузинских военнослужащих в ряде опорных пунктов и в нижней его части, контролируемой абхазами.
Все это неоспоримо подтверждает тезис о том, что события, произошедшие 11 марта 2007 г. в Кодорском ущелье были на руку прежде всего грузинской стороне.
17 июля 2007 г.