В начале августа текущего года правозащитники узнали о закрытии Международного Молодежного Правозащитного Движения (МПД). Они отреагировали на действия регистрирующего органа серией возмущенных заявлений, которые аккумулируются на странице солидарности с МПД. В поддержку МПД выступил целый ряд российских и международных организаций и частных лиц, среди которых "Молодежное Яблоко", "Правозащитная сеть", Международная Амнистия (Amnesty International), Freedom house и представители двух организаций из Армении. Об этом сегодня сообщает портал "Права человека в России".
Международное Молодежное Правозащитное Движение было признано прекратившим свою деятельность по решению районного суда города Нижнего Новгорода 13 июня 2007 года. Как отмечается в сообщении самого МПД, Координационный Совет Международного МПД узнал об этом случайно, спустя более, чем полтора месяца.
Основанием для заочного решения суда стал иск Федеральной регистрационной службы (ФРС) по Нижегородской области о нарушении статьи 29 Федерального Закона №82-ФЗ "Об общественных объединениях". При этом, как считают представители этой организации, были нарушены границы ведомственных полномочий, поскольку все отчеты Международное МПД обязано отправлять (что делалось на протяжении всех лет работы организации) не в Нижний Новгород, а в Москву в Росрегистрацию, которая отвечает за международные организации. Нижегородская ФРС, готовя иск в суд, посылала предупреждения на несуществующий юридический адрес, вследствие чего правозащитная организация даже не знала о том, что против нее готовится процесс, который завершился закрытием.
Напомним, что статья 29 вышеуказанного закона санкционирует закрытие организации по иску регистрирующего органа при неоднократном непредставлении туда отчетов о своей деятельности.
Как говорится на сайте "Правозащитной сети", в поддержку МПД выступил целый ряд российских и международных организаций и частных лиц, а руководство МПД обжаловало заочное решение нижегородского суда. "Международная Амнистия" назвала закрытие МПД "ярким примером дыры в правоприменительной практике", имея ввиду, прежде всего, поправки к закону об общественных объединениях, принятые российскими властями в прошлом году.
Большинство экспертных комментариев, которые сегодня можно прочесть на сайтах в Интернете, так или иначе связывают действия нижегородских чиновников с этим злополучным законом. Правозащитники говорят и о других случаях давления на общественные организации по новому законодательству. По некоторым данным, закрытие грозит сотням, если не тысячам групп.
"Молодежный центр демократических инициатив" из Армении, являющийся коллективным участником Международного МПД, уверен, что закрытие подобной правозащитной организации является "грубым нарушением международных соглашений в области прав человека, ратифицированных Россией, а также отклонением от международных обязательств, взятых на себя Российской Федерацией". "Мы глубоко уверены, что закрытие Международного МПД негативно отразилось на международной репутации Российской Федерации, - отмечается в заявлении МЦДИ.
Давид Сандухчян, директор Центра информационной политики и права общественной организации "Интерньюс" в Армения, член Палаты адвокатов Армении, также написавший письмо солидарности с МПД, отмечает, что закон, согласно которому была прекращена деятельность МПД, "не легитимен, как и решение суда, основанное на таком законе, а не норме международного права, которая в странах, подписавших Венскую конвенцию о международных договорах, обладает высшим приоритетом над нормами национального законодательства".
Между тем, эксперты Межрегиональной Правозащитной Группы - Воронеж/Черноземье подвели итоги работы Росрегистрации за последние 1,5 года. Только по информации, опубликованной в СМИ, в 8 регионах по инициативе ФРС было закрыто более 600 НКО, десятки из них оспаривают сейчас решения властей в суде. А по данным Росрегистрации, около 80% всех существующих в России НКО не сдали введенные в апреле 2006 года отчеты. Исходя из буквы закона, все они могут быть закрыты.
Справка. Молодежное правозащитное движение было создано в конце 90-х воронежским правозащитником Андреем Юровым. Исторически МПД связано с Московской Хельсинкской группой, пользуется поддержкой этой известной правозащитной организации, а лидер МХГ Людмила Алексеева — почетный председатель Общественного совета МПД. Год за годом МПД развивает свою сетевую структуру, проводит общественные акции и кампании, разрабатывает большие и малые проекты в области прав человека. Членов МПД можно видеть едва ли не на всех крупных правозащитных мероприятиях.
Как сообщал ранее "Кавказский узел", 16 января президент России Владимир Путин на встрече с новым канцлером Германии Ангелой Меркель заверил, что деятельности неправительственных организаций, работающих в России, ущерба этим законом нанесено не будет. "Мы обсуждали этот вопрос с точки зрения функционирования международных НПО и постараемся сделать так, что при вступлении в силу этого закона (о неправительственных организациях) никакого ущерба НПО, которые функционируют в рамках заявленных целей, не было нанесено", - сказал президент России на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с канцлером Германии Ангелой Меркель. "Мы, наоборот, будем их поддерживать и заинтересованы в их работе", - сказал Путин.
Напомним, что согласно вступившему в силу в апреле 2006 года закону о некоммерческих организациях, зарубежные и международные НКО должны были перерегистрироваться до 18 октября 2006 года. Представители НКО жаловались, что в ФРС от них требовали предоставить информацию, не предусмотренную законом, например, перевод на русский национального законодательства о НКО, при том что в ряде стран подобных законов не существует. После неоднократных жалоб срок перерегистрации был продлен, но с условием прекращения работы на время рассмотрения документов.
Из-за этого временно прекращали свою деятельность в России известные правозащитные организации Human Rights Watch, Amnesty International, "Врачи без границ", "Правовая инициатива в России", "Международная тюремная реформа", а также Американская ассоциация юристов.
Отметим, что многие действия российских властей относительно неправительственных некоммерческих организаций расцениваются общественностью, как давление. Как сообщал ранее "Кавказский узел", в апреле 2006 года власти законодательно ужесточили регулирование деятельности НПО, заявив, что ряд из них - в нарушении законодательства - находятся под влиянием иностранных правительств.