Вчера, 28 августа, у здания Федеральной Регистрационной Службы в Москве прошел пикет с требованием ее упразднения. В пикете приняли участие около 40 человек, представлявших правозащитные и некоммерческие организации из различных регионов России, в том числе жители Москвы, Воронежа, Владимира, Орла, Нижнего Новгорода, Чебоксар и Волгограда, а также из немецкого отделения международного Молодежного Правозащитного Движения.
Мероприятие протеста инициировано Молодежной Правозащитной Группой – Москва в рамках "Недели солидарных действий" с закрытыми неправительственными организациями. Во время акции состоялось символическое закрытие ФРС, сообщается на странице солидарности с МПД. Акция прошла под лозунгом "Гражданское общество без барьеров и запретов!".
Поводом к проведению "Недели солидарных действий" и акции у здания ФРС в Москве стала ситуация с незаконным "прекращением деятельности" международного МПД и более 600 других НПО, закрытых в России с момента вступления в силу нового законодательства, регулирующего деятельность неправительственных организаций.
К активистам вышел Александр Степанов, начальник управления Росрегистрации по делам некоммерческих организаций. После продолжительной дискуссии о том, кто же все-таки перед кем должен отчитываться, стороны согласились что конечным адресатом отчетности как ФРС так, и общественных организаций, является общество.
Председателю Координационного Совета МПД было вручена бумага с "разъяснением", которая гласит что "ни Федеральная регистрационная служба, ни ее территориальные органы никаких действий по ликвидации деятельности Международного молодежного общественного движения "Молодежное правозащитное движение" не предпринимали и в настоящее время не предпринимают.
Напомним, что Международное молодежное правозащитное движение - одна из крупнейших и активнейших молодежных организаций на территории всей Восточной Европы и за ее пределами, зарегистрированная в России. Международное МПД было признано недействующим по решению Советского районного суда г. Нижнего Новгорода на основании иска ФРС 13 июня 2007 года. Представители Международного МПД узнали об этом только в начале августа, таким образом, решение о признании недействующим МПД было вынесено фактически тайно.
Между тем, Международное общественное движение регулярно предоставляло и предоставляет в Росрегистрацию ежегодные сведения о своей деятельности.
Господин Степанов заявил, что если действия сотрудников ФРС по Нижегородской области были незаконными, то они должны будут отозвать иск и принести извинения, но о закрытии ФРС в любом случае речь идти не может.
"Международному МПД удалось победить и подтвердить свое право продолжать работу. Но даже этот простой факт потребовал невероятных затрат энергии и участия большого количества людей из разных стран", - говорит Почетный Президент МПД Андрей Юров.
Как сообщал ранее "Кавказский узел", правозащитники отреагировали на действия регистрирующего органа серией возмущенных заявлений, которые аккумулируются на странице солидарности с МПД. В поддержку МПД выступил целый ряд российских и международных организаций и частных лиц, среди которых "Молодежное Яблоко", "Правозащитная сеть", Международная Амнистия (Amnesty International), Freedom house и представители двух организаций из Армении.
В частности, "Молодежный центр демократических инициатив" из Армении, являющийся коллективным участником Международного МПД, уверен, что закрытие подобной правозащитной организации является "грубым нарушением международных соглашений в области прав человека, ратифицированных Россией, а также отклонением от международных обязательств, взятых на себя Российской Федерацией". "Мы глубоко уверены, что закрытие Международного МПД негативно отразилось на международной репутации Российской Федерации, - отмечается в заявлении МЦДИ.
Давид Сандухчян, директор Центра информационной политики и права общественной организации "Интерньюс" в Армения, член Палаты адвокатов Армении, также написавший письмо солидарности с МПД, отмечает, что закон, согласно которому была прекращена деятельность МПД, "не легитимен, как и решение суда, основанное на таком законе, а не норме международного права, которая в странах, подписавших Венскую конвенцию о международных договорах, обладает высшим приоритетом над нормами национального законодательства".
По словам Андрея Юрова, большинство гражданских организаций России не могут организовать такую же масштабную кампанию солидарности в свою защиту. По его мнению, вопрос не только в правильном применении закона, и не в его совершенстве. "Вопрос в том, что чиновник должен помнить – его задача служить людям, а не мешать им жить. Мы должны изменить саму систему отношения чиновников к гражданским организациям: они должны стать нашими помощниками, а не надзирателями. Эту небольшую победу мы должны использовать для изменения ситуации в целом – для защиты сотен небольших гражданских организаций по всей стране – тех, кто не может себя защитить от некомпетентности региональных чиновников. Мы защитили себя и теперь готовы защитить других", - считает он.
В ответ на требования пикетируюших, сотрудники ФРС заверили представителей общественных организаций в готовности отвечать на любые запросы граждан и пообещали к 1 октября разместить на сайте ФРС подробный отчёт о деятельности Росрегистрации.
Молодые правозащитники намерены и впредь вести гражданский контроль за выполнением обещаний, и в случае их невыполнения снова придти к стенам ФРС.
Это обусловлено тем, что, по их мнению, системная проблема несовпадения подходов остается на сегодняшний день неразрешенной – чиновники по-прежнему считают себя всего лишь исполнителями неких абстрактных интересов в ущерб правам конкретных людей и объединений, и весьма настороженно воспринимают обратную связь о своей работе.
По результатам мониторинга ситуации со свободой ассоциаций Московской Хельсинкской Группы, два года деятельности ФРС привели к закрытию сотен НПО, причем часть из них была закрыта по инициативе ФРС с грубейшими нарушениями закона. Каждой неправительственной организации, вместо того, чтобы посвятить время оказания реальной помощи гражданам, приходится писать от 20 до 40 отчетов в год.
Напомним, что согласно вступившему в силу в апреле 2006 года закону о некоммерческих организациях, зарубежные и международные НКО должны были перерегистрироваться до 18 октября 2006 года. Представители НКО жаловались, что в ФРС от них требовали предоставить информацию, не предусмотренную законом, например, перевод на русский национального законодательства о НКО, при том что в ряде стран подобных законов не существует. После неоднократных жалоб срок перерегистрации был продлен, но с условием прекращения работы на время рассмотрения документов.
Из-за этого временно прекращали свою деятельность в России известные правозащитные организации Human Rights Watch, Amnesty International, "Врачи без границ", "Правовая инициатива в России", "Международная тюремная реформа", а также Американская ассоциация юристов.
Между тем, 16 января президент России Владимир Путин на встрече с новым канцлером Германии Ангелой Меркель заверил, что деятельности неправительственных организаций, работающих в России, ущерба этим законом нанесено не будет. "Мы обсуждали этот вопрос с точки зрения функционирования международных НПО и постараемся сделать так, что при вступлении в силу этого закона (о неправительственных организациях) никакого ущерба НПО, которые функционируют в рамках заявленных целей, не было нанесено", - сказал президент России на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с канцлером Германии Ангелой Меркель. "Мы, наоборот, будем их поддерживать и заинтересованы в их работе", - сказал Путин.
Отметим, что многие действия российских властей относительно неправительственных некоммерческих организаций расцениваются общественностью, как давление. Ранее в сообщениях "Кавказского узла" сообщалось, что в апреле 2006 года власти законодательно ужесточили регулирование деятельности НПО, заявив, что ряд из них - в нарушении законодательства - находятся под влиянием иностранных правительств.